Назад в СССР, или По дороге разочарований
Становится ли реальностью идея битловской песенки, написанной без малого полвека назад?
Сами «Битлз» в Советском Союзе не были никогда, а свою «Back In The USSR» сочинили исключительно в шутку. Но для нас, живущих в России, вопрос о том, движемся ли мы в сторону воссоздания советского государства, совсем не шуточный.
Ясно, что жить в стране, в точности повторяющей ту, которая исчезла с карты в 1991 году, мы больше не будем: всё-таки далеко ушли. Но трудно отрицать, что речи и события последнего времени всё чаще напоминают нам о советском детстве (юности, зрелости).
Страна в кольце врагов. Советский человек привык к такой картине мира: в центре – СССР, занятый трудом и созиданием, а по всему периметру государственной границы затаился коварный враг. Враг обобщённый: Пентагон, ЦРУ, вашингтонские ястребы... Никто особенно не задумывался над такими словосочетаниями, как «происки империализма» или «тлетворное влияние Запада» – они просто проскакивали мимо ушей. Вот герой известной песни Александра Галича «О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира», которому нечаянно подсунули чужую бумажку, выдаёт с трибуны:
«Израильская, – говорю, – военщина
Известна всему свету!
Как мать, – говорю, – и как женщина
Требую их к ответу!»
И удостаивается похвалы от ничего не заметившего начальства:
«Хорошо, брат, ты им дал,
по-рабочему!
Очень верно осветил положение!»
Как-то само собой разумелось, что у них там, в Европе и Америке, нет других забот, кроме как клеветать на советский строй и наращивать гонку вооружений. И когда открылись границы, для многих советских людей было настоящим потрясением, что, оказывается, они – люди как люди. Заботятся о семье, доме, работе и не сильно заморачиваются на политические темы.
Мы начали жить в более или менее открытом мире и уже почти перестали вздрагивать от слова «иностранец», как вдруг... Нет, не вдруг – постепенно. Приняли закон о каких-то «иностранных агентах» – ещё не шпионах, но явно подозрительных личностях. Потом оказалось, что в Европе – «Гейропе» – правят бал исключительно гомосексуалисты и педофилы, чуть ли не силой принуждающие детей в школах менять ориентацию на противоестественную. Создаётся впечатление, что нормальные разнополые пары вынуждены пробираться по Парижу – или там Амстердаму – тёмными закоулками, чтоб не побили или ещё что-нибудь похуже. (И откуда при этом в европейских и американских семьях берутся дети в таком количестве – совершенно непонятно.)
А главная цель «гейского лобби», разумеется, растлить народ России. Ликвидировать последний оплот духовности, сломать «осиновый кол российской нравственности», по изящному выражению депутата Милонова.
И вот мы сами не заметили, как снова оказались в кольце врагов. Сами собой всплыли из памяти полузабытые «антироссийский заговор», «враждебное окружение»... А главное, снова стало предельно ясно, кто во всём виноват – от распила российского бюджета до покосившегося забора. Нет, уже не мировой сионизм, а Госдеп США. А также гейропа, укры и лично Барак Обама.
Партия – ум, честь и совесть... Это, если вы помните, был лозунг про КПСС. О «Единой России» такого универсального лозунга не придумали – к ней, напротив, намертво прилипло совсем другое определение. Ну, вы поняли... Но если взять материалы двадцать какого-нибудь съезда КПСС и сравнить стилистику с выступлениями нынешних партийных лидеров, то сходство обнаруживается разительное. Так же, как и в советские времена, членство в партии оказывается крайне желательным (а иногда обязательным) для карьерного роста.
Ах, да, конечно, есть и другие партии – их даже пускают в парламент, что обеспечивает нам многопартийную систему. Но стоит ли о них говорить всерьёз?
Затянем пояса. Эта формула знакома всем без исключения советским людям: да, у нас временные трудности, но мы затянем пояса и потерпим, зато следующее поколение... Поколений сменилось примерно четыре, и сейчас предлагается просто потерпеть, потому что материальные блага – это не главное, а счастливыми можно быть и в резиновых сапогах. В принципе, это верно, но когда за духовность и резиновые сапоги ратуют люди, имеющие особняки на Рублёвке, звучит неубедительно.
Единомыслие. В 2003 году спикер Госдумы Борис Грызлов произнёс свою самую знаменитую фразу: «Парламент – не место для дискуссий». Тогда над этим хохотала вся страна. Прошло одиннадцать лет, и оказалось, что Грызлов, в сущности, был прав. Склоки, свары, даже драки – это пожалуйста. А вот дискуссии не актуальны. Единый учебник истории, фактический запрет на митинги, закрытие слишком самостоятельных СМИ... В общем, иметь собственное мнение по тому или иному вопросу ещё не опасно, но уже неудобно. А если ты бюджетник – врач или учитель – то отказ пойти на митинг «в поддержку» так же чреват неприятностями, как когда-то неявка на демонстрацию в честь 7 ноября.
Враг народа. Вернуть печально знаменитый статус предложил активист Общероссийского народного фронта из Екатеринбурга. Местные товарищи оказались не против, а вот руководящие – не поддержали. Но само по себе предложение говорит о многом.
* * *
Советскую эпоху все вспоминают с разными чувствами. Память подводит многих из нас – чаще всего в сторону приукрашивания, потому что тогда мы были намного моложе. И решая, что стоит брать с собой из той эпохи, хорошо бы различать «советское» и «совковое». В первом было немало достойных вещей. А вот взятый с собой «совок» превратит наш путь к светлому будущему в «дорогу разочарований». Помните, у группы «Воскресение» – в советские времена – была замечательная песня с таким названием?