Европейский олень из Селивановского леса
31.10.2012 11:44
Таких уже семнадцать в Маньково-Берёзовском охотхозяйстве.
«Осенью в дождливый серый день проскакал по городу олень». Слова из кинофильма «Ох, уж эта Настя!» сразу пришли на ум, хотя мы были далеко от города: только-только въехали в лес, который назван Селивановским по одноимённой казачьей станице Милютинского района.
Небо с утра было затянуто тёмными тучами, а тут и вовсе заморосил мелкий дождь. Так что день действительно оказался серым и дождливым. Но отменять съёмку было поздно: в лесу нас ждали.
Михалыч и сам уже на чеку, и егерей оповестил: они спрятались от дождя под навесом, коротая время за чаем с лесной малиной. На широкой просеке местные егери устроили настоящий лесной стан: уютный вагончик для ночлега, обеденный стол под навесом из сосновых жердей, даже палисадник с розами и петуньями.
Тут же пожарный автомобиль. Егери Маньково-Берёзовского охотхозяйства сами охраняют лес от пожаров: первыми выезжают по звонку, помогают тушить и степные, и бытовые очаги возгорания.
Возглавляющий Милютинское общество охотников и рыболовов Анатолий Михайлович Ткачёв представил нам своих коллег и вместе с егерем Юрием Григорьевичем Отченашевым повёл нас по просеке к огороженному сеткой вольеру, занимающему девять гектаров.
– По технологии это очень мало для того количества оленей. Надо, чтобы на одну особь приходилось не менее гектара. В планах у нас расширить площадь до 48 га. Уже и проект есть, и договор с лесничеством заключён, но… пока средств не хватает. Спонсоры нужны. Хотя нам помогают, конечно, и районная администрация, и сельские поселения. Всё сделаем, но не за один год.
Здесь, в лесу, и есть тот самый воспроизводственный участок Маньково-Берёзовского охотхозяйства, где в вольном содержании четвёртый год разводят особей европейского оленя. Пока их всего семнадцать.
Это один из подвидов оленя благородного, ареал которого является самым распространённым на всех континентах. Благородный вид, красота сделали это животное популярным в геральдике: на гербах многих городов красуется изображение благородного оленя, являющегося также эмблемой воина, мужского благородства.
Не зря он воспет в сказках, у нас с детства к нему трепетное отношение. Мало того, что Санта-Клаусу помогает доставлять детям подарки на Рождество, так ещё и умеет самоцветы добывать серебряным копытцем, и может проскакать, как в той самой песне, по городу, а при желании «умчать в свою страну оленью», «где сосны рвутся в небо, где быль живёт и небыль»... Такой он волшебник, лесной олень.
Из семнадцати особей в Маньково-Берёзовском участке Селивановского леса восемь – самочки. Четыре из них «отелились» в нынешнем году. Один оленёнок появился на свет в прошлом году.
– Вообще-то, самки оленей приносят немногочисленное потомство, – рассказывает егерь, – как правило, одного, редко двух оленят. Поэтому к новорождённым первенцам мы относимся с особым чувством, стараемся создать оленихам все условия для успешного выведения потомства. Собственно, ради этого и было затеяно хозяйство: размножить популяцию европейского оленя у нас в лесу.
Это инициатива местных охотников, озабоченных исчезновением разных видов диких животных. Их беспокоит, что с каждым годом уменьшается численность лесных обитателей. Дикого кабана «выкашивает» африканская чума свиней, а остальное зверьё страдает от человеческой безудержной жадности: браконьеры истребляют, не задумываясь, что останется после них. Анатолий Михайлович Ткачёв с 1974 года занимается охотой и утверждает, что такого отношения к обитателям леса, которое становится нормой среди охотников, раньше не было.
Пока мы разговаривали у опушки, где под навесом из сосновых жердей, устроенным от дождя и снега, стоит поилка с водичкой для оленей и стог сена, заготовленный на зиму, егерь спугнул оленье стадо. В десятке метров от нас оно пронеслось, как ветер, и мы едва успели запечатлеть это чудное явление камерой. Олень – пугливое животное, и за те три года, что живёт бок о бок с человеком, который его кормит и заботится о его потомстве, так и не дал себя приручить.
Если егерей, одетых в камуфляжные костюмы под цвет зелёной хвои, ещё как-то подпускает, то наш оператор с камерой тщетно гонялся за стадом. Так и не получилось снять задуманных крупных планов – только в движении, как вихрь, за ветками, на расстоянии не ближе десятка метров удалось что-то разглядеть.
Было решено устроить засаду: несколько кадров стали итогом получасового неподвижного сидения, а дольше не позволил дождь, который, не переставая, сыпался, как из сита. Мы уже промокли до нитки, а просвета в небе так и не было видно.
Возвращались по той же тропинке. Михалыч делился планами: в ближайшей перспективе милютинские охотоведы помимо воспроизводства оленьего стада займутся устройством фазанария. Весной собираются посеять многолетние травы: и укосы на этих посевах делать, и на вольный корм выгонять оленей. Мечтают провести в лесную сторожку электричество…
– Лес мы бережём, как свой собственный. Никому не позволяем здесь браконьерствовать. К нам юннаты приходят помогать, школьники на экскурсии приезжают. Привлекаем молодёжь, – охотовед Ткачёв не голословен: он и сына своего увлёк лесными проблемами.
Нужно было ехать дальше по району, снимать самые красивые места. Анатолий Михайлович определил своего сына к нам проводником. По тому, как тот ориентировался в дальних степных уголках, безошибочно сворачивая на просёлках в нужном направлении, показывая лебяжьи озера, называя все речки и роднички по имени, зная повадки всех обитателей Селивановского «моря», мы убедились, что он достойный сын своего отца. А это значит, что есть кому и дальше заботиться о сохранении баланса в природе милютинской степи – щедрой на красоту, устроенной по божьему промыслу и приумноженной человеком.
Надежда ПЕРЕПЕЛИЦА
Милютинский р-н, Ростовская обл.
Выразить свое отношение: