Позвоните доктору Чесникову!

Как получить квоту на бесплатное эндопротезирование суставов.

Сколько страданий причиняют людям, особенно пожилым, больные суставы! Когда они перестают сгибаться и каждый шаг причиняет неимоверную боль. Когда никакие мази, физиопроцедуры, лечебные упражнения не помогают...

Избавить от тяжёлых заболеваний суставов на поздних стадиях развития помогает эндопротезирование – операция, в ходе которой взамен изношенных или разрушенных суставов вживляются искусственные конструкции (протезы).

Сегодня такие дорогостоящие операции становятся доступными для многих нуждающихся благодаря федеральной программе высокотехнологичной медицинской помощи. Их проводят бесплатно в Ростове-на-Дону, в клинической больнице № 1 Южного окружного медицинского центра (бывшей больнице водников). На уровне мировых медицинских стандартов. Главный травматолог, заведующий травматолого-ортопедическим отделением больницы, врач высшей категории Сергей Геннадьевич Чесников прошёл стажировку у ведущих специалистов Англии, Австрии, Дании. «Хирург от Бога, – говорят о нём пациенты. – А чуткий, сердечный, заботливый, каких мало!»

Это дорогостоящие операции. Но у нуждающихся в них сегодня есть возможность прооперироваться бесплатно. Об этом Сергей Геннадьевич рассказал нам перед отлётом на научный симпозиум в Берлин.

Показания к операции



– Сергей Геннадьевич, в каких случаях требуется эндопротезирование суставов?

– При хронических заболеваниях суставов и тяжёлых осложнениях после их травм. Прежде всего это артрозы, артриты на поздних стадиях развития, переломы шейки бедра. Чаще приходится оперировать тазобедренные суставы, реже – коленные.

Пациент с третьей стадией артроза юридически имеет право на операцию эндопротезирования. Если же он говорит нам, что его пока устраивает объём движений в больном суставе, что он контролирует болевой синдром препаратами, мы предлагаем ему провести курс медикаментозного лечения. Но когда суставы уже разрушены, то ничто не может помочь, кроме операции.

Противопоказания



– А кому противопоказаны такие операции?

– Безусловные противопоказания – любые гнойные процессы в организме, недавно перенесённые инфаркт миокард или инсульт. Но вообще-то противопоказаний у нас совсем мало. Нужно быть очень уж больным человеком, чтобы мы отказали в хирургической помощи. Гипертония, ожирение, сахарный диабет не являются противопоказаниями к операции.

– А возраст?

– Конечно, чем старше человек, тем меньше вероятность того, что он перенесёт сложную операцию нормально. Но в нашем отделении есть свои «возрастные» рекорды. Так, самым пожилым пациентом была у нас 94-летняя женщина с переломом шейки бедра. А четыре года назад мы прооперировали 92-летнего мужчину, и качество его жизни значительно улучшилось. Словом, пределы ограничены только физическим состоянием пациента.

– То есть сможет ли он перенести общий наркоз?

– Да нет, анестезию у нас практически все переносят без проблем. Мы применяем только щадящую спинальную (местную) анестезию, которая позволяет проводить операции с наименьшим вредом для организма.

Вопрос в другом: как пациент перенесёт не наркоз, а саму операцию. Потому что она связана с определёнными кровопотерями, с образованием микротромбов и риском попадания их в сосуды. В связи с этим мы стремимся сокращать длительность операций. Так, в стандартных случаях они занимают сегодня не более 1 часа. 

Установка коленного сустава длится 1 час 10 минут, тазобед­ренного – 60 минут.

Мы ставим только импортные протезы признанных марок: Zimmer, De Puy, Smith & Nephew, срок службы которых – в среднем 15-16 лет, потом их необходимо заменять.

Осложнения



– Какие проблемы могут ожидать больного в послеоперационный период?

– На первом месте – гнойные осложнения, которые порой лечатся годами. А также тромбоэмболические последствия (закупорка вен). Они могут привести даже к смерти пациента. Но, к счастью, за пять лет нашей работы у нас не было ни одного летального исхода. Мы активно используем современные схемы профилактики тромбоэмболических осложнений, назначаем новейшие высокоэффективные препараты. Стоят они недорого, около 3 тысяч рублей (курс рассчитан на 30 дней), и пациенты после выписки принимают их дома.

– А бывают случаи отторжения эндопротезов организмом?

– Нет, технология изготовления протезов и качество материалов для них таковы, что это исключено. Когда говорят: «Протез не прижился», то такое случается не из-за биологической несовместимости живой человеческой ткани и искусственного протеза, а, повторю, из-за нагноения в его области. К счастью, гнойные осложнения крайне редки. Так, на 1 200 операций у нас было всего 3 таких осложнения. Но и этих больных мы успешно пролечили. Тоже, разумеется, бесплатно.

Вот почему мы уделяем большое внимание предварительной подготовке пациента к операции. У нас так не бывает: сегодня пришёл – и завтра уже операция. Мы тщательно обследуем больного. Если у него какие-то заболевания в стадии обострения, сначала он должен подлечиться. У нас хорошие кардиологи, другие специалис­ты. Такая подготовка занимает в среднем 2 недели.

О квотах



– Сергей Геннадьевич, что представляет собой квота на операцию?

– Безусловно, это вынужденная мера. Если бы бюджета системы здравоохранения хватало на всех, то ни квот, ни очередей на них не было бы. Одна квота обходится нашему медучреждению в 120 тысяч 600 рублей. В эту сумму входят и приобретение эндопротезов, и оплата пребывания пациентов в стационаре включая медикаменты, питание, смену белья, и оплата труда медперсонала, и разного рода начисления, отчисления.

– Значит, если пациент поступит к вам на операцию по квоте, то ему ни за что не придётся платить?

– Абсолютно. Ни за протез, ни за саму операцию, ни за медикаменты, ни за пребывание в палате.

– И каковы перспективы с квотами?

– Надо, конечно, отдать должное усилиям нашего Мин­здравсоцразвития РФ: из года в год квот становится всё больше. Так, в 2007 году их было 110, потом – 201, сейчас – более 300, и мы рассчитываем, что в перспективе сможем осваивать до 500 квот ежегодно.

Это, конечно, большой объём работы. У нас в стационаре всего 25 коек и 4 врача. Но мы накопили опыт и научились работать быстрее, чем пять лет назад. Сегодня за год мы вылечиваем более 600 человек. Пациент находится у нас в среднем 15 койкодней. Мы стараемся сокращать этот срок, чтобы пропускная способность отделения возросла. Та интенсификация труда, которой мы достигли, направлена именно на это.

Ориентиром для нас служат западные клиники, где пациенты после эндопротезирования находятся всего 2-3 дня. Но они выписываются не просто домой, а под активный патронаж медицинских работников. В России же эту схему применять невозможно, потому что у нас нет пока столь дорогостоящей системы патронажа.

Как получить квоту?



– Сергей Геннадьевич, а реально получить квоту простому сельскому жителю?

– Реально. Хотя мы находимся в Ростове, к нам приезжают пациенты и из Волгоградской, Астраханской областей, и из Ставропольского края, и из республик Северного Кавказа. Примерно 70% всех наших больных – жители соседних регионов юга России.

Нужно прибыть к нам в травматолого-ортопедическое отделение на пятом этаже, захватив паспорт с ксерокопией начальных страниц и регистрации (прописки), а также ксерокопии медицинского полиса и страхового пенсионного свидетельства (зелёной пластиковой карточки) и, если имеется группа инвалидности, справку МСЭ (ВТЭКа). Рентгеновские снимки суставов тоже надо взять с собой.

Здесь человек пишет заявление о том, что он нуждается в операции. Мы выдаём ему перечень видов обследования, которое он может пройти в своей поликлинике по месту жительства.

Второй визит – с результатами обследования. Мы знакомимся с ними и, если выявляются какие-то проб­лемы со здоровьем, рекомендуем или дообследоваться, или подлечиться. После этого оформляем пакет документов, который поступает в минздрав Ростовской области, а затем в Минздравсоцразвития РФ. И в Москве человека регистрируют на получение квоты.

Всё это достаточно просто. Наши двери всегда открыты. Единственное – если я буду на операции, придётся немножко подождать.

Беседовал Василий ГОЛУБНИЧЕНКО

От редакции

Если вы или кто-то из ваших родных, друзей нуждается в эндопротезировании суставов по бесплатным квотам, звоните в г. Ростов-на-Дону доктору Сергею Геннадьевичу Чесникову 29 мая с 9.00 до 10.00 часов и задавайте интересующие вас вопросы по телефону: (код Ростова 863) 237-47-20.

Адрес больницы: ул. Пешкова, 34. 

Проезд от Центрального рынка автобусами №№ 35, 42, 58 до ост. «Ателье» («Торговое училище»).
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье
Газета: Газета Крестьянин