Что вы головы повесили, соколики? (Крестьянин №11)
Большой зал Ростовской областной филармонии полон: поёт народная певица России Татьяна Петрова. Без малого четыре часа звучат русские народные песни и романсы. Все вроде знакомые, но ощущение такое, что раньше ничего подобного ты не слышал.
Популярность и «популярность»
Признаюсь: сама я узнала о Татьяне Петровой от читателя нашей газеты.
Из отдалённого, Чертковского, кажется, района в редакцию пришло письмо: «Расскажите о замечательной русской певице, которую по радио когда-никогда еще услышишь, а кассет не купить, и где она поёт - неизвестно...» И вот в середине февраля вижу афишу: «Поёт Татьяна Петрова…» По городу таких афиш было раз, два - и обчелся, из газет разве что «Крестьянин» написал о предстоящем концерте. В фойе встречаю фермеров из Матвеево-Курганского района, учителей из Родионово-Несветайского. Подходят: «Спасибо, что сообщили!» Выходит, люди-то Татьяну Петрову знают, ждали её… Но ни радио, ни корреспондентов других ростовских газет, ни местного телевидения…
- И слава Богу! - устало улыбается мне после концерта певица. - При чем тут телевидение? Я же не Филипп Киркоров…
В голосе Татьяны Петровой нет ни малейшей обиды. Она с наслаждением откидывается на спинку кресла:
- Налейте мне водички, пожалуйста!
Видно: ей бы сейчас побыть одной, прийти в себя… Но в коридоре полно поклонников, жаждущих автографа, люди наперебой благодарят, восхищаются, приглашают приезжать в Ростов чаще, не на один день, и я ещё со своими вопросами...
- Трудно представить себе человека, которому нравится то, что происходит у нас на музыкальной сцене. Там ведь не поют, а «попёнками крутят», как метко сказала одна сельская женщина...
Певица улыбается:
- Пока покупают билеты на «раскрученных» и вульгарных исполнителей, они никуда не денутся. Недавно канал «Культура», без особого, правда, энтузиазма, показал-таки один из моих концертов. И пришло невероятно много откликов. Телевизионщики только разводили руками, удивляясь: надо же!
- Значит, есть надежда? Не погибнет русская народная песня?
- Бог с вами! Песня - это душа России. Пусть мой репертуар сегодня не вписывается в «массовую культуру», но люди, которым дорога русская музыка, всегда были и будут.
- И молодежь запоёт эти чудесные песни?
- Уже поёт… Я преподаю сольное народное пение в Российской академии музыки им. Гнесиных, и знайте: конкурс на наше отделение огромный! Талантливые юноши и девушки со всех концов России тянутся к народной музыке. Да что далеко ходить, вы на свой оркестр «Дон» поглядите - какие хорошие молодые лица!
В оркестре русских народных инструментов «Дон» (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств профессор Крикор Хурдаян) - сплошь студенты и аспиранты Ростовской консерватории. Это именно Крикор Заренович - низкий ему поклон! - добился приезда в Ростов Татьяны Петровой. Готовили концерт «порознь»: музыканты впервые увидели солистку за день до концерта. Всего две репетиции совместных, но как они играли!
- Мы готовили концерт с ростовчанами пять месяцев, и ради сегодняшнего выступления я отказалась от кремлёвского концерта, - говорит Татьяна Юрьевна. - Подвести молодежь я не могла.
- Отказаться от концерта в Кремле?!
- На этот раз пришлось. Но я готовлю, как принято говорить, отчетный концерт в Кремле в конце мая. Приезжайте!
Выступление в Кремле будет посвящено 35-летию сценической деятельности певицы. В пятнадцать лет Татьяна Петрова выдержала конкурс в Государственный Уральский народный хор и пела забытые бабушкины песни… «За бесценный вклад в русское песенное искусство и за сохранение традиций национальной культуры» она награждена Орденом Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного Русской Православной Церкви. Всех званий и наград Татьяны Юрьевны не перечесть. Скажем лишь, что Петрова - член Президиума всемирного русского Собора, обладатель титула «Серебряный голос России»…
Печаль, которая дышит счастьем
Сейчас уже как-то забылось даже, что у певца главное - голос, единственный его «музыкальный инструмент». Мы привыкли к вертлявым, скачущим и дергающимся под фонограмму… Певцам? Исполнителям? Как их назвать - не знаю.
У Татьяны Петровой голос - замечательной силы, красоты и нежности, причём русской песне «сродный» (искала точное слово и нашла - старинное… - Н.К.). Ей бы петь не в зале под потолком, а под открытым небом - в поле, на лугу, у реки…
Сюжеты русских народных песен часто печальные, и многие исполнители именно на это напирают. А Татьяна Петрова поёт о сердечных испытаниях, возвышающих человека. Печаль у неё дышит - счастьем.
Поразительно, как в романсе на слова Тургенева «Утро туманное» Петрова не уныло, как принято у других исполнителей, спела «Глядя задумчиво в небо высокое» - просветленно спела, хотя песня посвящена воспоминаниям печальным.
А как ликует голос певицы в песне об измене: «Я найду себе другую раскрасавицу жену!» Даром, что от боли рвется сердце у ямщика Вани, он просит коней разогнать печаль-тоску: «Что ж вы голову повесили, соколики?»
Певица «забирает» зал сразу, хотя внешне она предельно сдержанна. Ничего не изображая руками, мимикой, телом, она поёт в полный голос, и этого достаточно…
Песни, которые она выбирает, выдержали долгие испытания на прочность.
Я слышала, как на репетиции Татьяна Юрьевна объясняла музыкантам оркестра:
- «Гуляет по Дону» написал современник Пушкина, Дмитрий Ознобишин. Какие-то строки во времени потерялись, я же хочу, чтобы люди знали подлинные слова…
Действительно, сегодня эту казачью песню заканчивают так:
Вот конь спотыкнулся и сшибся с моста,
Невеста упала в круты берега.
Сперва закричала: «Прощай, мать, отец!
Второй раз вскричала:
«Прощай, белый свет!»
И в третий вскричала:
«Прощай, милый мой,
Наверно, наверно, не жить нам с тобой!»
- Но там есть еще один куплет! - напоминает певица. - Жених просит бандуру:
По струнам смелее ударил он враз
И брызнули слезы русалки из глаз.
И молит она: «Не касайся к струнам!
Невесту младую тебе я отдам.
- Никто не утонул! Это не похоронный плач, а гимн любви, гимн музыке, это песня о счастье! - внушает певица молодым оркестрантам, которые слушают её с обожанием.
Мне подумалось здесь, что сегодня на музыкальной сцене разучились радоваться. Впрочем, печалиться в песне - тоже разучились. Вместо радости - «кайф», вместо грусти - «отстой»…
А тут - живые человеческие чувства: горечь, разудалое отчаяние, безудержная радость… И всё «наотмашь», с точным попаданием в душу каждого человека в зале.
Зал же дружно хотел одного: чтобы концерт Татьяны Петровой не заканчивался.