Фермерство: что год грядущий нам готовит?
Свои прогнозы на этот сельскохозяйственный год составляют и фермеры. Кто-то собирается купить новую технику, кто-то заложил новые корпуса для птицефермы, кто-то – увеличил посевные площади под свеклу или под озимые. У кого-то, наоборот, дела идут не так гладко. Фермеры поделились с ДК своими планами на жизнь.
Напросился на чужие поля
Фермер Сергей Наконечный из Кавказского района Кубани, как и большинство его коллег на востоке края, занимается преимущественно зерновыми. Но в последние годы увлёкся и сахарной свёклой.
– Высокодоходные, – отозвался о «корешках» Сергей Владимирович. – Правда, в минувшем году они меня чуть не разорили.
А случилось вот что. Лето, как известно, выдалось засушливым. Свёкла к началу уборки в августе выросла хилая. Попробовал Наконечный копать: 130 центнеров с гектара, явный убыток. И хотя сахзаводы требовали соблюдать график поставок сырья, а аграрное начальство предписывало скорее освобождать поля и сеять озимые, фермер решил ждать. Чутьё не подвело его. Октябрьские дожди спасли урожай.
– Убирал я его в ноябре, и получил уже по 350 центнеров, – подводит итог Сергей Наконечный. – Тоже не шедевр, но затраты оправдал, и даже доход получил.
Доход Наконечному как нельзя кстати. В минувшем году он завершил обновление своего парка: отечественную технику заменил импортной. Теперь у него три трактора «Джон Дир» и два комбайна того же производителя, а ещё – прицепной свеклоуборочный комбайн американского производства. Самое последнее приобретение – германский разбрасыватель удобрений «с мозгами».
– Я так его назвал, потому что он вносит в почву именно столько корма, сколько ей требуется – не больше и не меньше, – расхваливает новинку Сергей Владимирович. – А подсказывает ему, сколько и где сыпнуть, сканер, который движется впереди. Удовольствие, конечно, не дешёвое, но резерв роста урожая в нём – колоссальный.
Впрочем, это приобретение только впервые покажет себя в деле на фермерских полях. Что же касается американских тракторов, первый их которых Наконечный купил четыре года назад, то на них Сергей Владимирович не нарадуется.
– Во-первых, экономичные, а во-вторых, за четыре года ни одной поломки, – даёт оценку фермер.
В наступившем году Сергей Наконечный намерен серьёзные вложения сделать в птицеферму – одно из развивающихся направлений своего бизнеса. Сейчас в трёх её корпусах, доставшихся фермеру от колхоза-банкрота, он выращивает 250 тысяч кур в год, реализуя их населению – как несушек и на мясо. Планирует оснастить оборудованием и запустить в работу ещё три корпуса, которые до сих пор пустовали. Спрос на хохлаток у крестьян растёт, так что со сбытом проблем не ожидается. Птицеферма для Наконечного – потребитель выращенного зерна, которое фермер перерабатывает в комбикорм на своём оборудовании. Потребитель пока не основной. Большую часть зерна, а каждый гектар дал ему прошлым летом по 61 центнеру, Сергей Владимирович продаёт.
– Делаю я это весной, когда цена, как правило, становится максимальной, – подчеркнул Наконечный. – Вот и сейчас держу всё на своих складах, а пшеничка отменная – третий и четвёртый класс, жду хороших предложений.
Нынешней весной, как и год назад, Сергей Наконечный планирует засеять свёклой около 500 гектаров. Это при том, что всей земли у него 1400 гектаров. Получается, что севообороты фермер игнорирует? Ведь свёклу можно сеять на том же поле лишь через семь лет. Откуда же у него хорошие урожаи?
– Севообороты я строго соблюдаю, – отреагировал на мой вопрос Сергей Владимирович. – Просто сею свою свёклу на полях соседей-фермеров, у которых нет свеклоуборочной техники, а значит возможности заниматься этой культурой. С их согласия, разумеется. Вот и в этом году напросился на чужие поля.
По словам Наконечного, соседи с удовольствием предоставляют ему свои угодья. Во-первых, потому что он по максимуму удобряет
свёклу и эта подкормка затем питает последующие культуры, позволяя поднимать урожай пшеницы до 65 центнеров. А во-вторых, потому что фермер возвращает владельцу землю, уже засеянную озимыми.
Илья Иваненко
Краснодарский край
Фото автора
Пшеница в этом году «выхлопнет»
Сельхозпредприятие «Русь» Будённовского района Ставрополья издавна известно своими новациями. Если у соседей пальцев одной руки достаточно, чтобы пересчитать виды культур, посеянных на полях, то в селе Орловка, где базируется «Русь», не хватало для этого и рук и ног, вместе взятых.
– На протяжении нескольких лет мы сеяли по 29-30 культур, что для востока края с его высокими летними температурами и дефицитом влаги довольно много, – говорит директор «Руси» Виктор Пономаренко. – Но эксперименты обходятся дорого, а рентабельность сельхозпроизводства падает. Поэтому исследовательскую активность пришлось свернуть. В минувшем году оставили 14 культур, которые неплохо зарекомендовали себя раньше. В их числе лён, рапс, просо, суданская трава, кореандр, донник, эспарцет, люцерна.
Эти культуры заметно потеснили в хозяйстве королеву ставропольских полей – озимую пшеницу. Любопытно, что в «Руси» уже не держат крупного рогатого скота, а травы по-прежнему выращивают. Как пояснил директор, это позволяет неплохо зарабатывать на продаже сена, спрос на которое в засушливой степной зоне особенно высок. К тому же хозяйство занимается семеноводством кормовых культур, что тоже стабильная статья дохода.
Как пояснил Виктор Фёдорович, экспериментировать ему приходилось вынужденно. Рентабельность озимой пшеницы настолько непредсказуема, замечает он, что делать всю ставку на неё слишком опрометчиво, можно обанкротиться.
– Мы тратим на выращивание озимой пшеницы сто миллионов в год, – обратил внимание Пономаренко. – И не всегда можем вернуть эти деньги. Признаюсь, порой возникала крамольная мысль: не засевать поля, распустить людей по домам и платить им среднюю зарплату хозяйства – 14 тысяч рублей, что обойдётся в итоге дешевле – всего 10 миллионов в год.
Впрочем, минувший сезон, когда, по выражению собеседника, «Бразилия, Австралия и Европа утонули», а центральная часть России погорела, ставропольская пшеница наконец «выпрыгнула». И теперь директор говорит о ней с неподдельной симпатией.
– Если раньше озимыми мы засевали пять с половиной тысяч гектаров, то осенью засеяли на 900 гектаров больше, – поделился
новостью Виктор Пономаренко, добавив: – По моим прогнозам, пшеница и в этом сезоне «выхлопнет».
Владимир Пономарёв
Ставропольский край
Фото автора