Кавказская рулетка
Очередной взрыв, который в этот раз унёс жизни 35 человек и ещё несколько десятков сделал инвалидами, продемонстрировал то печальное обстоятельство, что сегодня власти не могут предложить обществу эффективных мер борьбы с терроризмом.
Да, сейчас идёт следствие, в прессе мелькают фамилии вероятных организаторов теракта в аэропорту Домодедово. Которые никому из обывателей ничего не говорят. Мы, по сути, не знаем своего врага в лицо. Чего он добивается? Он – маньяк? За что-то мстит? Хочет отделения от России, создания какого-нибудь халифата? Чего он хочет?
Сегодня террористы не ставят подписи под своей грязной «работой», как это было принято ещё лет пятнадцать назад. Никто не «берёт на себя ответственность» за массовые убийства. Общество находится в полном неведении – откуда этот террор (известна только география террористических ячеек), что он означает и чего ждать в дальнейшем.
С другой стороны, власти не всегда демонстрируют понимание происходящих в террористической среде процессов. К примеру, президент РФ Медведев высказал предположение, что взрыв в Домодедово должен был сорвать его поездку в Давос. Довольно сложно себе представить, чтобы организаторы теракта думали именно об этом. Хотя на инвестиционном климате в России, безусловно, террористическая деятельность отражается. Вот частный пример: в конце января к нам в редакцию должна была прилететь немецкая делегация. Авиакомпания «Люфтганза» летает как раз через аэропорт Домодедово. Немцы свои билеты сдали, визит перенесли. А сколько таких случаев по стране и скольких инвесторов отпугнул теракт?
Но главное – это, конечно, человеческие жизни. Пока никаких внятных мер антитеррористического характера власть не предложила. Разве только очередные призывы «ужесточить» (это что раньше называлось «уширить» и «углУбить»). По-прежнему нет никакой ясности с милицейской реформой, а ведь именно милиция обеспечивает контроль на местах. Пропускает пассажиров через ту же рамку в аэропорту.
Совершенно нет предложений по техническим мерам. Допустим, по введению внутренних биометрических паспортов или чего-то в этом роде. У власти нет ответа на вопросы политического характера – как урегулировать кавказские проблемы. Ну, кроме самых общих соображений: создавать рабочие места, инвестировать в инфраструктуру кавказских республик, крепить дружбу между народами
и т. д.
А если ответов нет, то нет и видения перспектив. Значит, вполне возможно, и завтра рванёт. И кто знает, где на этот раз…