Когда у нас будет второе пришествие козы?
Современное козоводство в России можно поделить на три сегмента: разведение коз только для себя; для себя и для соседей (для базарчика); производство для молокозаводов и розничных сетей.
Каждый из сегментов может приносить стабильный прибыток. В России когда-то это хорошо знали.
Что взять с козы?
Молоко, шерсть, шкура и мясо. Причём отличного качества. Козье молоко богато витаминами и микроэлементами и очень полезно для здоровья. Недаром козу называли «коровой для больных».
Шкуры коз отличаются высокой прочностью, эластичностью, малой растяжимостью. Из них получают лучшие сорта кожи - шевро, хром, сафьян, шагреневую кожу, или шагрень. Из шерсти коз наши бабушки вязали чудесные платки и носки. Платки стоили дорого: 60-100 рублей на советские деньги, а то и больше. Оренбургский пуховый платок, если кто не знает, связан из пуха особо ценной породы коз - оренбургской. Из шерсти коз изготовляют также ворсистые ковры, искусственный мех, бархат, велюр, драпировочные ткани, трикотаж, лёгкие костюмные ткани. Мясо коз - диетическое. Диетологи рекомендуют его пожилым, при атеросклерозе, заболеваниях сердца, людям с ослабленной иммунной системой. Особым спросом пользуется в основном нежное мясо козлят («мясных» пород коз у нас нет, а в Китае, например, водятся ).
И ещё: коза обходится дешевле коровы, а её молоко стоит дороже, хотя дневной удой иной козы, бывает, достигает 7 и даже 8 литров.
Правда, вкус у козьего молока специфический, сладковатый, не каждому нравится. Распространено мнение, что козье молоко можно купить только с рук на рынке, но оно плохо пахнет и грязное., а козье молоко в супермаркете плохое и невкусное. Кстати, специфический запах, действительно бывающий у этого молока, часто характеризует не животное, а его хозяина...
Итак, используя язык маркетологов, можно сказать, что козье молоко у нас «плохо брендировано».
Как заметил «Деловому крестьянину» один из руководителей краснодарского краевого Департамента сельского хозяйства, «козоводство как отрасль находится у нас пока в зачаточном состоянии».
Для фермеров коза, по его мнению, - это дешёвая альтернатива корове или свинье: «Не каждый крестьянин может себе позволить заготавливать 3 т сена на животное, у нас мало пастбищ, но много неудобий. Коза же всеядна.
Однако развитие отрасли сдерживается закупочной ценой молокозаводов на козье молоко».
О чём говорить, если коровье молоко закупают сейчас в лучшем случае по 11 рублей (а обычно - 8-9 рублей) за килограмм? Но вы видели, сколько стоит это молоко в супермаркетах? - сокрушается чиновник. - То же и с козьим молоком, его молкомбинаты берут по цене коровьего. Но ведь козье молоко куда ценнее!»
Бизнес по-крупному
Диана Едзаева начала заниматься козоводством в России, в Азовском районе. После переезда на пмж в Голландию страсть к разведению коз вышла у неё на новый производственный уровень, у неё - большая ферма.
Она считает, что «российское козоводство имеет хорошие перспективы при грамотном подходе. Спрос на козье молоко и продукты из него существует. Но необходимо планировать реальные цены, по которым продукты козоводства будут доступны широкому кругу потребителей».
По мнению Дианы, «в России, при полном отсутствии переработки и козоводства как отрасли, завязываться с фермой меньше 1500 голов нет смысла. Такая ферма может производить в среднем 4,5 тонны молока в день».
Под такой объём можно договариваться с молокозаводом, чтобы он наладил линию для переработки, или необходимо покупать собственную. Приобретать молокозавод на 300 литров молока в день, по мнению Едзаевой, смысла нет, поскольку со сбытом могут быть проблемы.
Современное оборудование позволяет обслуживать ферму на 1500 голов одной фермерской семье. «Голландская» фермерша управляется с дойкой и обслуживанием 1400 коз в одиночку.
Для организации крупного бизнеса, по её мнению, имеет смысл строить мегаферму на 7000-15000 голов.
Чем больше коз покупается сразу, тем быстрее окупается ферма. Оборудование необходимо покупать на максимальное поголовье. Используя оборудование не на всю мощность, ферма терпит убытки.
На корм и содержание уходит до 60% полученных от реализации молока и молодняка средств. Мелкооптовые закупщики не появятся, потому что собирать молоко по дворам по 5-10, даже 30 литров нерентабельно. Такие закупщики появятся только при массовом появлении ферм на 300-500 голов с собственным охлаждением.
Одна ферма на 500 голов со своими 1,5 тонны молока в день вряд ли сможет купить оборудование для переработки и фасовки, а молокозавод под такой объём подстраиваться не будет. Затраты на ферму с таким поголовьем будут примерно такие же, как и на ферму в 1500 голов, а это - 1400 евро затрат на голову. При большем поголовье - 1200 евро на голову.
Посчитать срок окупаемости в Голландии, где козье молоко также не пользуется повышенным спросом, можно. Грубо говоря, постройка фермы и закупка поголовья в 1500 животных без собственной переработки обойдутся в 2,1 млн евро. Продавая сырое молоко по 1 евро за литр с фермы, с тем чтобы оно попало по цене 2 евро в супермаркеты, можно рассчитывать, что ферма окупится за 3,2 года. С собственной переработкой и с учётом непредвиденных затрат - 4 года. Крупная ферма всегда окупается быстрее.
По мнению Дианы Ездаевой, «тот, кто сегодня в России купит большое количество племенных молочных козочек первый, может стать на некоторое время монополистом по производству племенного молодняка не только в своей стране, но и в ближнем зарубежье».
Однако буквально применять европейский опыт многие специалисты не рекомендуют. В Европе эти фермы создавались десятилетиями и в непосредственной близости от переработки. Даже сейчас, прежде чем открыть бизнес, европейский фермер договаривается с переработчиком - будет ли он покупать молоко или нет. Строить большую ферму наобум что в Голландии, что в России - это зарывать деньги в землю.
Взлёты и падения «Пожаренко»
Опыт кубанского хозяйства «Пожаренко» говорит о том, что при налаженной системе сбыта молока масштабное производство вполне может быть рентабельным. В 1990-е годы владелец фермы, на которой насчитывалось около 700 голов коз зааненской породы, Николай Пожаренко сбывал продукцию в детские сады, санатории, больницы и даже в кожвендиспансер (всего - в 22 точки). У него были налажены связи с абинским Горздравом, с Крайздравом. Стабильный сбыт молока позволял хозяйству развиваться, прикупать коз.
В 1999-м, после кризиса, казённые молочные реки высохли. И выяснилось, что сбывать-то молоко и сыр просто некуда.
- Сегодня ко мне приезжают по старой памяти клиенты, берут по 3-10 литров молока, - рассказывает Николай Пожаренко. - Мы ездили по молокозаводам, навестили даже те, что расположены от нас в двухстах километрах. Там предлагают цену 7 рублей за литр. Но ведь это - грабёж! То, что сегодня часто выдаётся за козье молоко, а на самом деле приготовлено из порошка коровьего молока, и то стоит дороже!
Сегодня у Пожаренко всего 100 взрослых коз и 360 козочек и козлят. Почти весь бизнес построен на продаже не молока, сыра или шерсти, а на торговле молодняком.
Директор фирмы понял, что без собственной переработки он не сможет развиваться. Взял кредит на 2 млн рублей в Россельхозбанке (банк открыл фермеру кредитную линию на 3 года), построил цех. Однако на оснащение цеха охлаждающим и упаковочным оборудованием денег не хватило. Тогда Пожаренко ещё раз наведался в банк за новым кредитом. В банке ему предложили сначала вернуть старый. В общем, цех так и стоит необорудованный.
В конце прошлого года Николай участвовал в профильной краевой выставке, его экспозицию посетил губернатор Ткачёв. По словам фермера, тот «заинтересовался, обещал помочь». Николай Пожаренко ждёт - когда же?
Прибавка к пенсии
Большие козьи фермы на юге России пока не приживаются. Был такой опыт создания фермы на 1500 голов в Миллерово (взялось ЗАО «Торговый центр «Дон»» при поддержке ростовской обладминистрации). Да закончился он ничем.
В то же время содержание небольшого или среднего количество коз - хорошо окупаемый проект. Миллеровец Василий Васильевич Глобин пару дойных коз завёл ещё в советское время. И дети у него на козьем молоке выросли, и внуки теперь растут, и постоянные покупатели есть.
- Сейчас ведь стало много аллергичных детей, - рассказывает Василий Васильевич. - Чуть что не то съедят - высыпает их… Козье молоко аллергии не вызывает, вот и покупают его. Так мало того, через некоторое время регулярного употребления и на другие продукты аллергия проходит. Особенно полезно оно в первые 2 суток, потом витамины в нём распадаются, и такое молоко идёт на творог или сыр.
Творог и сыр он делает в домашних условиях без всякого оборудования, для семьи. Пять дойных коз сейчас дают 17 литров молока в сутки. Этого хватает, чтобы обеспечить себя, семьи детей и ещё выручать от продажи молока около 10 тысяч рублей в месяц - к пенсии прибавка.
- Раньше в Миллерово коз держали те, кто по окраинам жил - где-нибудь в районе аэропорта, - говорит Глобин. - Сейчас многие постарели, а дети заниматься этим хозяйством не хотят. Пытался тут один предприниматель несколько лет назад стадо на 1500 голов развести и козье молоко перерабатывать, завёз аненских коз. Но дело у него не пошло, пораздавал козлят, порезал на шашлыки для друзей, поменял на местную породу. Я хотел у него как-то породистого козлика подобрать, пришёл, а там уже одно беспородье. Да и держал он их в городе, на территории своего завода. Одно дело - пять коз и десяток козлят, как у меня, другое - промышленное стадо…
Козы у меня и аненские, и местные. Аненская даёт больше молока, но оно не такое вкусное, как у местных коз. Одно хорошо - козы, в отличие от других животных, почти не болеют, какой бы породы ни были. Уход нужен, как и за всяким животным, но это гораздо легче, чем держать корову или поросят. Вполне по силам и пенсионеру. Мне, вот, что дома делать? Выгоняю пастись два раза в день, сена на зиму заготавливаю килограммов по 300 на голову, свёклу для них выращиваю кормовую.
Советы козоводу
Самая распространённая и хорошо зарекомендовавшая себя порода для молочного козоводства - это зааненская. Но и у неё есть ряд недостатков (таких как невысокая жирность молока и низкое содержание в нём белка). Многие фермеры в Европе ушли от чистопородного разведения и содержат помесные стада, производя отбор по содежанию белка и жира. Молокозаводы практикуют плату за жир и белок, а не за килограмм молока.
В России у фермеров часто нет возможности закупить для фермы хорошее поголовье. Собирая поголовье по дворам и улучшая его породистыми козлами-производителями, быстрой окупаемости не добиться. Поэтому всё чаще крупные фермерские хозяйства обращаются за племенным стадом к европейским коллегам.
Себестоимость молока от местных коз выше из-за их низкой продуктивности. Козе необходим корм для собственного тела и для продуцирования молока. Для собственного тела величина калорий постоянная, а для молока - переменная. Чем меньше коза даёт молока, тем больше в процентном отношении она использует корма для собственных нужд, соответственно, тем дороже это молоко.
Для оптовой продажи козлиного мяса стоит проконсультироваться со специалистом по закупкам из ближайшего мясокомбината. Продажа охлаждённых тушек козликов может быть налажена в период отсутствия на рынке баранины. Это февраль-март. Учитывая сезонность производства молодняка, можно сказать, что тушки месячных козликов могут быть востребованы. Специалисты рекомендуют при планировании козьей фермы сразу подумать о покупке оборудования для утилизации козликов после рождения.
Козы, конечно, болеют, но реже других парнокопытных. Специалисты рекомендуют покупать всё поголовье с одной фермы, тщательно отбирая животных. Это описано и в ветеринарных правилах при постановке на карантин.
P. S. Совершенно очевидно, что козоводство в небольших хозяйствах, будь оно молочное или шерстяное, еще долго будет на плаву. Однако развитию отрасли мешает отсутствие крупных хозяйств. Нет крупных ферм, значит нет переработки. Молокозаводы по мелочи козье молоко не закупают, специальные линии не устанавливают. Нет переработки, нет и продаж в розничной сети. А именно розница формирует культуру потребления продукта. Нет культуры потребления, нет и отрасли по существу. Поэтому региональные и муниципальные власти должны помочь козоводству стать на ноги. А дальше оно само побежит. Цокая копытцами.