Садись, "десять"
Новая система оценок, три урока физкультуры, десять часов на творческое развитие... Куда идёт наша школа, и что из этого получится.
Слова «реформа» и «модернизация» уже набили оскомину, а что изменится в той школе, куда ходит ваш ребёнок, - всё равно непонятно. Куда движется наша школа и что из этого получится? Что в ней хорошо, что плохо, а что можно и нужно поправить? Об этом мы спросили у Александра Уваровского - опытного и нестандартного педагога, занимающего к тому же ответственный пост.
На фото: Александр Уваровский, начальник Управления образования г.Ростова-на-Дону, кандидат педагогических наук
Концепция есть, ясности нет
- Недавно опубликована концепция российского закона об образовании - там сформулирована идеология школьной реформы. Но как реформа будет проводиться на практике? Этого, к сожалению, я там не нашёл, - говорит Александр Павлович. - Пока ясно лишь одно: закон (он будет принят в 2010 году) должен привести в порядок многочисленные юридические нестыковки.
- Например?
- Например, в действующем законе прописана такая форма обучения, как семейное образование, при котором ребёнок сдаёт экзамены только в конце года, без промежуточной аттестации. По логике вещей, родители, исполняющие обязанности педагогов, должны получить на руки деньги, которые они сэкономили школе. Но этот механизм нигде не прописан. И таких «белых пятен» в системе образования накопилось немало.
- Хорошо, пусть реформа не прописана в законе. Но из уст первых лиц государства мы регулярно слышим о том или ином школьном нововведении...
- В начальной школе с 1 января вступили в действие новые образовательные стандарты. Согласно им десять часов в неделю отводится на творческое развитие детей. Для школ, работающих в две смены, это сразу вылилось в проблему: негде проводить занятия в развивающих кружках, потому что в кабинетах идут уроки у старшеклассников. Ещё вопрос: кто будет вести эти кружки? Пока что педагогов для них не хватает. Но я думаю, что к 1 сентября всё это утрясётся.
На мой взгляд, самый серьёзный вопрос - это составление нового учебного плана. Скажем, в старшей школе сейчас из 32-36 часов 24-26 отданы базовым предметам, а остальные - предметам по выбору. Но речь идёт о том, чтобы увеличить количество предметов по выбору за счёт базовых. Я думаю, это неразумно: в рамках школы должно быть единое образовательное пространство.
- Недавно появилась информация также и о том, что часы по выбору, возможно, будут финансировать лишь частично - процентов на тридцать. А остальное придётся доплачивать родителям. Это так?
- Нет, не думаю, что это возможно. Если в плане записано финансирование, скажем, 28 учебных часов, то все их оплатит либо федеральный бюджет, либо местный. Вывести часы из этого плана нельзя. Дополнительные платные услуги - это отдельный разговор, но они существуют давно.
- А ещё недавно президент сказал, что физкультурой нужно заниматься три раза в неделю...
- Это вполне реально. Хотя и возникают вопросы: где этот третий час вести и, главное, кто его будет вести. Сейчас в школе, как правило, один физрук, работающий, если надо, на две ставки. Но с добавлением третьего часа понадобится второй учитель физкультуры. В городе его можно пригласить из спортивной школы. А на селе могут быть проблемы.
И ещё одно: на мой взгляд, прежде чем добавлять третий час, нужно внимательно посмотреть на программу по физкультуре. Так ли нужна нынешняя жёсткая система нормативов? Не все дети могут их выполнить - у ослабленных ребят возникает комплекс неполноценности. В результате родители всеми правдами и неправдами добывают справки, и их дети вообще не ходят на физкультуру.
«Садись, десять»
- Как вы относитесь к введению десятибалльной системы оценок?
- Молодой учитель пожаловался президенту, что ему не хватает баллов, - и вот уже в стране начинается эксперимент. Мне по молодости лет тоже не хватало баллов, но потом я понял, что на самом-то деле не хватает опыта! Я думаю, что если у нас введут десятибалльную систему, это будет серьёзной ошибкой.
- Почему?
- Когда-то я преподавал математику в Алжире, в одном из лицеев, - там была принята двадцатибалльная система. И я столкнулся с тем, что очень трудно было справедливо поставить оценки за контрольную. Пятибалльная система логична: ученику, решившему только «базовые» задания, я ставлю тройку, тому, кто справился также и с относительно сложным заданием - четвёрку. А тот, кто решил все задачи, включая последнюю, самую «продвинутую», получает пятёрку. Но как определить, чем 16 баллов должны отличаться от 17, а 9 от 10?
Хуже всего то, что с введением десятибалльной системы из нашей школы окончательно исчезнут устные ответы - так случилось практически во всех странах, где шкала оценок состоит из десяти, двадцати и более баллов. Допустим, для письменной работы ещё можно ввести детальные критерии. Но как определить количество баллов по предметам, требующим умения вести дискуссию, - по истории, по литературе?
Я бы сделал совсем другое - вообще отменил бы оценки по музыке, рисованию, физкультуре. Здесь нужна система «зачёт-незачёт». Как можно оценивать в баллах творческие способности или физическое развитие?
А может, не единый?
- ЕГЭ окончательно утвердился в российских школах и вузах. Как вы оцениваете результат многолетнего эксперимента?
- Я был и остаюсь сторонником ЕГЭ - при всех его минусах он позволил достаточно объективно оценить уровень знаний выпускников. Но я бы сделал его экзаменом по выбору для тех, кто собирается в вуз. Остальные ребята могли бы по-прежнему сдать обычные итоговые экзамены, а потом получить производственную специальность. Именно так обстоит дело в большинстве стран, практикующих тестовые экзамены, подобные ЕГЭ. Кстати, в том же алжирском лицее лишь 22 процента учеников перешагивали «планку» и получали степень бакалавра, дающую право поступать без экзаменов в любой вуз страны. Остальным выдавали документ об окончании лицея, а если они хотели получить высшее образование, то сдавали экзамены в самом вузе.
Стоит ли нацеливать чуть ли не всех выпускников на высшее образование? Ведь сегодня у нас серьёзная проблема с рабочими кадрами. Вуз не подготовит квалифицированного электрика или слесаря - это можно сделать только в системе профтехобразования. А она сегодня при смерти.
- Противники ЕГЭ говорят о том, что взяток и подтасовок не стало меньше...
- К сожалению, многие из них оперируют категориями «соседка мне сказала». Именно поэтому я хочу в этом году собрать председателей родительских комитетов всех ростовских школ и пригласить их на ЕГЭ в качестве наблюдателей. Пусть сами увидят, как это происходит и как трудно что-либо подтасовать. Кстати, я считаю, что и преподаватели вузов должны принимать участие в проведении ЕГЭ наравне со школьными учителями.
Самое узкое место в системе ЕГЭ - это возможности современной техники. Не получится отобрать у всех мобильники, невозможно заметить крохотный наушник в ухе. Но эта проблема будет решаться с помощью генераторов шума - своеобразной «глушилки», работающей в пределах одного здания.
Мел, щётка и... педагогический талант
- Кроме реформы школы президент сказал и о грядущей реформе педагогических вузов...
- Я боюсь только одного: чтобы из-за реформ не ушла сама суть педагогического образования. В своё время в приёмной комиссии Ростовского пединститута меня очень уговаривали поступать не к ним, а на мехмат университета: я был золотым медалистом. Но я всё равно выбрал пединститут - ведь это принципиально другое образование. Учитель может блестяще знать предмет, но если он не умеет донести его до ребят - толку не будет. У нас же педагогику и методику читали настоящие асы своего дела.
Сейчас много говорят об информационных технологиях. А мне на уроке математики по-настоящему нужны хороший мел и щётка. Интерактивная доска - замечательное средство, но при условии, что она не заслоняет личности педагога.