В смерти матери прошу винить... - Суд
Пожилая женщина умирала в люке несколько часов.
Мария Ивановна Малахова вышла из дома за молоком. И не вернулась. Не было её дома и на следующий день. Владимир забеспокоился: матери пошёл восьмой десяток, да и болезней целый букет. На следующий день отправился к сестре.
«Да, заходила Ивановна, - сказал зять, С. Гундерин. - Она забыла дома кошелёк, попросила занять ей денег на молоко. Я занял...»
Заявили в милицию, Владимир предпринял собственное расследование. Если что могло случиться с ней, то или на базаре, или по пути домой. На базаре ни о чём чрезвычайном не слыхали. Прошёл дорогой, какой мать, скорее всего, могла возвращаться домой.
Перекрёсток улиц Милицейской и Шахтёрской, тропка идёт вдоль забора, впереди открытый телефонный колодец. Словно что-то толкнуло Владимира, и он заглянул в люк... Там лежала его мать. Мёртвая.
Потом судебно-медицинский эксперт скажет, что пожилая женщина умерла от переохлаждения. Середина марта, конечно, не зима, лютых морозов уже нет, но старому организму, изнурённому болезнями, довольно и нескольких часов пребывания на холоде, чтобы случилась беда. Почему не выбралась из этой роковой ловушки, почему не позвала на помощь? От падения в люк у женщины случился инсульт, паралич и потеря речи. Женщина была абсолютно беспомощна! И погибла в нескольких шагах от людей, которые даже не знали о ЧП и спокойно проходили мимо, торопясь по своим делам.
Да, но почему на этом чёртовом люке не было крышки? Почему опасное место не было обозначено? Кто должен отвечать за её гибель?
Но старший следователь прокуратуры Дмитрий Климов, рассмотрев заявление, поступившее из милиции города, управился очень быстро, не найдя причинной связи между открытым люком и гибелью М.И. Малаховой. Потребовалось вмешательство прокурора, чтобы расследование возобновилось. Но и второй раз вывод был тот же: виноватых нет.
И всё же в ходе расследования всплыли дикие обстоятельства: в городе обнаружилось еще 94 беспризорных технических колодца, на которых отсутствовали крышки. «Данные люки были похищены неизвестными лицами» - таково было бесстрастное заключение специальной комиссии, созданной после трагедии с Малаховой. Директор ЗАО «ГуковТелеком», собственника злосчастного телефонного колодца, В. Абаев и его подчинённые разводили руками: по правилам они обязаны проверять колодцы раз в три года. Дескать, объектов много, своевременно установить отсутствие люков невозможно.
Борьба Владимира Малахова за наказание виновников страшной и нелепой гибели его матери длилась три года. Он подал в суд иск к «ГуковТелеком» о возмещении ему морального ущерба. В суде представители ЗАО твердили своё: крышки люков постоянно крадут, вины ЗАО в гибели М.И. Малаховой нет. Прозвучал даже намёк на попытку потерпевших добиться обогащения. Но судья Р. Балабейкина, а потом и коллегия по гражданским делам областного суда посчитали иначе: «ГуковТелеком» должен заплатить В.Н. Малахову 10 тысяч рублей морального вреда и 5879 рублей имущественного ущерба. А срок проверки люков сократили до полугода.
Р. S. Я заглянул в торговый справочник 2009 года. Стоимость крышки телефонного люка: от 4600 рублей (тяжёлой серии) до 2600 рублей (лёгкой серии). Такая вот цена человеческой жизни.