Без вины обвиняемый
К защите Михаила Назаренко, отца троих детей, на которого завели уголовное дело, подключился уполномоченный по правам человека
Два года назад, обняв свою жену, Михаил Назаренко сказал: «Смотри, как в России хорошо жить многодетным! Субсидию на покупку квартиры дают, материнский капитал дают, ещё и семь соток под строительство дали! Живи и радуйся!» Но радоваться молодой семье оставалось недолго. Спустя несколько месяцев на Михаила завели уголовное дело – за те самые семь соток от государства.
Следствие посчитало, что участок Назаренко был не положен и достался лишь потому, что сотрудники администрации не знали о покупке квартиры. Семейная идиллия сменилась бесконечным собиранием доказательств – что Миша ни в чём не виноват, что обмануть государство на 400 тысяч рублей не пытался.
В конце января исполнится год, как Миша под следствием. К счастью, на защиту многодетного отца встал уполномоченный по правам человека в Ростовской области Анатолий Харьковский. Назаренко надеется, что его слово поможет прекратить уголовное преследование.
С чего началось «преступление»
Об этой истории «Крестьянин» уже писал («Господдержка с дорогой в тюрьму», № 34 от 25.08.2021). Михаил и Катерина Назаренко, а также трое их детей представляют собой обычную российскую семью. Вполне благополучную: дети ходят в садик и учатся в школе, родители работают.
Как и большинство россиян, до недавних пор Назаренко испытывали острый дефицит квадратных метров. Семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и в 2018 году администрация
Зернограда поставила Михаила Назаренко в очередь на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Такая форма поддержки в России не нова – землю многодетным бесплатно предоставляют с 2011 года. Вот только очередь, как правило, движется небыстро. По опыту других семей Назаренко знали, что ждать участок придётся года три-четыре. Потом потребуется как минимум два года на строительство дома. И всё это время нужно где-то жить…
Можно было, конечно, снимать угол, платить аренду «чужому дяде», но Назаренко решили использовать семейный бюджет более рационально. Государственные меры поддержки будто подталкивали супругов к идее приобрести собственное жильё: у них был материнский капитал, был шанс получить ещё и социальную выплату – молодая семья попадала под условия федеральной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан РФ». Назаренко решили этим шансом воспользоваться. И всё удалось: осенью 2019 года банк одобрил им ипотечный кредит. Часть стоимости квартиры семья оплатила маткапиталом, часть – государственной выплатой, часть – заёмными средствами.
А буквально через пару месяцев Михаила вызвали в администрацию города: подошла их очередь получить участок. Тогда и состоялся этот знаковый разговор – как хорошо в России жить многодетным.
Вскоре оказалось, что «двойной помощью» от государства заинтересовалась прокуратура Зерноградского района. Зам. прокурора Надежда Левченко проверила, как администрация Зернограда предоставляет участки многодетным. И указала, что Михаил Назаренко, как и несколько других граждан, получили участки, уже имея в собственности какую-то недвижимость. Это, по мнению Надежды Левченко, было нарушением земельного законодательства. Зам. прокурора предписала чиновникам вернуть всё на круги своя.
Михаил Назаренко возмутился. Погрузившись в тонкости областного законодательства, он пришёл к выводу, что его семья не утратила право на участок после покупки квартиры – и возвращать землю государству отказался. Свою правоту он был готов отстаивать в суде, но никак не ожидал, что вместо гражданского процесса его ждёт уголовное дело. За получение участка Михаила Назаренко обвинили в мошенничестве, причём в особо крупном размере.
О чём «не умалчивал» Миша
Причиной уголовного преследования стал тот факт, что Михаил Назаренко не уведомил администрацию Зернограда о покупке квартиры. Не уведомил – значит, умышленно скрыл. Умышленно скрыл – значит, обманул. Такова логика правоохранителей.
Миша только разводит руками: в администрации Зернограда все знали, что он приобретает жильё в ипотеку, ведь он участвовал в госпрограмме, приходил в администрацию оформлять документы…
– Когда я становился на учёт, мне дали подписать заявление, в котором был пункт, что я обязуюсь сообщать об изменении обстоятельств, которые были причиной постановки на учёт. Что это могут быть за обстоятельства, мне подробно никто не объяснял. Я был уверен, что таким обстоятельством может быть только изменение состава семьи, – говорит Назаренко. – Факт покупки квартиры я не скрывал!
Даже если представить, что прокурор Надежда Левченко была права и семью сотками Назаренко наделили незаконно, этот тезис можно было доказать в гражданском судопроизводстве. Чтобы нарушение законодательства «потянуло» на уголовное дело, преступный умысел должен быть доказан. Но, видимо, за целый год, что идёт расследование, сделать это не удалось.
В середине декабря, когда, казалось, Назаренко вот-вот предъявят обвинение, а дело передадут в суд, Михаил получил сообщение об очередной «отсрочке».
«По итогам расследования 13.12.2021 дело поступило в прокуратуру района для утверждения обвинительного заключения. При его изучении установлены нарушения ч. 2 ст. 171 УПК РФ, в связи с чем надзирающим прокурором оно возвращено для производства дополнительного следствия», – сообщал старший советник юстиции, начальник управления по надзору за следствием прокуратуры Ростовской области И.В. Тюшняков.
За то время, что длится следствие, Михаилу Назаренко удалось заручиться поддержкой уполномоченного по правам человека в Ростовской области Анатолия Харьковского. Омбудсмен подробно изучил все обстоятельства этого дела и пришёл к выводу, что злого умысла в действиях многодетного отца не было.
«Назаренко М.С. обвиняется в том, что он путём обмана сотрудников администрации Зерноградского городского поселения приобрёл в собственность бесплатно земельный участок <...>, и его действия квалифицированы по ч. 3 ст. 159 УК РФ, – написал Анатолий Харьковский в своём обращении к прокурору Ростовской области Роману Праскову. – Как известно, в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ субъективная сторона мошенничества, то есть хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием, характеризуется только прямым умыслом. Назаренко М.С. утверждает, что при постановке его многодетной семьи на учёт <...> он не совершал никаких мошеннических действий и умысла на приобретение права собственности на земельный участок путём обмана у него не было».
Анатолий Харьковский указал на то, что семья Назаренко действительно за счёт средств господдержки и ипотечного кредита приобрела в собственность квартиру в Зернограде, в связи с чем администрация
Зерноградского городского поселения 24.12.2019 сняла Михаила Назаренко с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом постановление, которое наделило Назаренко земельным участком, было принято спустя два дня после этого – 26.12.2019.
– Таким образом, администрация Зерноградского поселения достоверно знала о факте приобретения жилья, и несмотря на это, следственным органом заявителю вменяется обман сотрудников администрации о нуждаемости его семьи в жилом помещении, – отметил обмбудсмен.
Обстоятельства дела, по мнению Анатолия Харьковского, свидетельствуют «только о гражданско-правовых отношениях» между администрацией Зернограда и семьёй Назаренко.
Обратившись к прокурору области Роману Праскову, уполномоченный по правам человека в Ростовской области попросил «лично изучить обозначенную проблему» и не допустить «дальнейшее незаконное, необоснованное и явно несправедливое уголовное преследование отца малолетних детей».
Прецедент для Ростовской области
История с уголовным преследованием Михаила Назаренко – интересный прецедент для Ростовской области, потому что причиной его стала расплывчатость формулировок в законодательстве. Мы до сих пор не знаем ответа, может ли многодетная семья одновременно и получить участок, и, допустим, купить квартиру в ипотеку.
Министр строительства области Сергей Куц Михаилу Назаренко сообщал: «Приобретение многодетной семьёй жилых помещений за счёт собственных средств (в том числе за счёт средств материнского капитала, жилищных субсидий и социальных выплат) после даты постановки на учёт не может являться основанием для снятия такой многодетной семьи с учёта».
Представители донского парламента Михаилу отвечали, что перечень причин, по которым семья может быть снята с учёта, нуждается в уточнении – и даже обещали, что такие уточнения будут приняты.
Косвенно в поддержку семьи Назаренко говорит и тот факт, что депутат от «Единой России» Михаил Сапрыкин предложил внести изменения в областной закон «О земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий». Суть его предложения заключается в том, чтобы не «выкидывать» многодетные семьи из очереди на земельный сертификат в случае, если семья приобрела жильё в ипотеку. (Земельный сертификат, отметим, является «денежным аналогом» земельного участка в тех муниципалитетах, где не хватает земли под ИЖС – например, в Ростове-на-Дону.)
В пояснительной записке к законопроекту Михаил Сапрыкин отмечал, что «в силу ограниченности бюджетных возможностей» земельные сертификаты граждане получают не в день постановки на учёт, а в порядке очерёдности. Если бы сертификаты выдавались сразу, то гражданин мог бы использовать сертификат, маткапитал и, допустим, социальную выплату, чтобы купить жильё в ипотеку. Но если он покупает жильё в ипотеку, не дождавшись получения сертификата, то «с формальных позиций» перестаёт быть нуждающимся и снимается с очереди.
«Такое положение не отвечает требованиям социальной справедливости», – отметил Михаил Сапрыкин в пояснительной записке.
Поддержат ли инициативу Сапрыкина его коллеги в парламенте? Последует ли за этим новый законопроект – о том, чтобы не выкидывать из очереди и тех, кто ждёт не сертификат, а участок?
Если права многодетных семей будут защищены законом, не допускающим разночтений, больше ни один многодетный отец не повторит судьбу Михаила Назаренко, который до сих пор находится в статусе обвиняемого.
Александра КОРЕНЕВА