Дорожным катком по судьбам

В Азовском районе трасса М-4 лишила аграриев доступа к земле и отрезала посёлок от цивилизации Жители посёлка Опорный Азовского района намерены перекрыть движение по федеральной трассе М-4 «Дон», если их проблема не будет услышана представителями власти. В результате экономии при реконструкции трассы хорошей дороги лишились свыше 400 жителей Самарского сельского поселения и федеральное научное учреждение «Донская опытная станция» ВНИИМК. А крупнейший в стране тепличный комплекс «АПК XXI век» и фермер с 1 700 гектарами земли попали в полную изоляцию.

Надежда и опора

Если бы не вся эта история, жизнь в посёлке Опорный (верхней его части) Самарского сельского поселения можно было бы назвать вполне себе неплохой. Тихие уютные улочки, асфальтированные дороги, благоустроенная территория... И всё это в окружении ухоженных полей, всего в пяти километрах от федеральной трассы.

Градообразующим предприятием здесь долгое время была и до сих пор остаётся Донская опытная станция ВНИИМК. Собственно, сам посёлок и был построен в советские годы для сотрудников этого учреждения. Что-то вроде всемирно известной Силиконовой долины, только аграрного профиля: здесь занимаются селекцией масличных культур. 

 

  Местные жители накатали проезд по перекопанному дорожниками участку, но скоро дорогу к поселку Опорный перекроют железным брусом

Выведение заразихоустойчивых высокопродуктивных сортов и гибридов подсолнечника отечественного производства – главное направление деятельности опорных учёных. В данном случае слово «опорный» обозначает не столько адрес, сколько их значение для развития сельского хозяйства страны. По статистике доля импортных семян подсолнечника, возделываемых на российских полях, составляет от 70 до 80%. Зависимость от импорта делает выращивание этой экономически важной культуры высокоуязвимым.

Проехать к Донской опытной станции, чтобы приобрести там отечественные семена, до сих пор ни для кого не представляло сложностей: от трассы к станции ведёт приподнятая над полями хорошая асфальтированная дорога. Съезд не пропустишь: здесь установлена приметная стела с эмблемой ВНИИМК. Но в этом году в ходе реконструкции федеральной трассы М-4 «Дон» дорожные рабочие перекопали научному учреждению и посёлку выезд на трассу и сказали, что навсегда. В ближайшее время по проекту здесь установят железный брус-отбойник.

Потайная дорога

Нельзя утверждать, что это единственная дорога, соединяющая посёлок Опорный с внешним миром (хотя, если верить навигационным картам Яндекса, так оно и есть). С другой стороны посёлка с севера на юг проходит ещё одна, «потайная» асфальтированная дорога, которая числится бесхозяйной. Она ведёт в нижнюю часть посёлка Опорный, далее – в Суходольск и потом уже выходит на трассу. 

Если ездить по ней, путь к Донс­кой опытной станции удлиняется почти вдвое. Но не это главная беда. Дорога, которая проложена с севера на юг, очень узкая и проходит между двумя посадками. Зимой её переметают высокие сугробы, расчистить которые не представляется возможным до поздней весны, поэтому ею почти не пользуются.

 

Татьяна Лучкина живёт и работает в Опорном уже четверть века. Она убеждённый патриот этого места, неравнодушная к судьбам соседей. Вместе с Еленой Картамышевой и сотнями других жителей Опорного они готовы устраивать на трассе пикеты до тех пор, пока проблема не будет услышана региональными властями.

– Перекрыть трассу мы хотели ещё летом и даже устраивали небольшое собрание на обочине, – рассказывает Татьяна Николаевна. По её словам, дело не столько в том, что аграрии не проедут на станцию и не купят семена, а в том, что жители посёлка останутся отрезанными от цивилизации: в Опорном имеется всего один магазин, где можно купить хлеб. В школу, детский сад или больницу жители ездят через федеральную трассу в соседний посёлок или село. «Скорая» приезжает сюда самое быстрое в течение часа. Говорят, были случаи, когда люди умирали, не дождавшись приезда медперсонала.

– Для нас эта дорога – как для жителей блокадного Ленинграда Дорога жизни, зачем же дорожники прошлись асфальтоукладчиком по нашим судьбам? – задаёт риторический вопрос Елена Картамышева. Вместе с Татьяной Лучкиной они собрали уже приличную пачку ответов от разных госучреждений, среди них региональные министерства транспорта и сельского хозяйства, Рос­автодор, выполняющий работы на этом участке трассы, региональное и федеральное правительства. Но ни один из этих ответов их не удовлетворил.

Районная администрация пообещала взять «потайную» дорогу на баланс и призывает ездить по ней. Росавтодор ссылается на СНиП, который запрещает им устраивать примыкания чаще чем через 5 км. Ведь М-4 будет скоростной трассой, а ближайшее примыкание запроектировано через три километра – на посёлке Суходольск. По законодательству – всё верно, возразить нечего, по-человечески же полный абсурд.

 

Коварное междуречье

Жители посёлка Опорный не единственные, чья жизнь усложнится после реконструкции М-4. Владимир Шитник – фермер с 1994 года. Немногословный, скромный и очень выдержанный человек. С сельским хозяйством связана его судьба: в советские годы он работал в местном колхозе в овощеводческой бригаде. Когда колхоз развалился, люди сами пришли к нему и предложили паи в аренду. Сейчас их 230 человек пайщиков.

Кусок выделил неплохой: междуречье Эльбузд и Кагальник справа от трассы М-4 «Дон» (если ехать в направлении на Краснодар). Ещё свыше тысячи гектаров – по другую сторону трассы. Туда фермер всегда ездил по хорошему, асфальтированному ещё с советских времён съезду. Между участками легко было ездить под мостом, чтобы не мешать движению транспорта по федеральной трассе. Сегодня проезд под мостом отсыпан землёй, так что комбайн по высоте не пройдёт, и перекрыт бетонными плитами.

 

– За 20 лет я только начал становиться на ноги, – рассказывает Владимир Петрович. – Купил комбайны «Палессе», сеялку Gaspardo, построил навес, отремонтировал мастерские.

    Владимир Шитник даже не может вывезти урожай на продажу

В пользовании фермера добротные производственные помещения, оставшиеся со времён колхоза. Пустующие животноводческие корпуса он использует для хранения семян. Владимир Шитник не экономит на удобрениях, помимо селитры вносит и мочевину. Сеет только элиту или первую репродукцию семян. В севообороте у него по меньшей мере пять культур, из них пропашные производства ведущих зарубежных фирм Lemagren, Syngenta, Pioneer. Человек, хотя бы поверхностно знакомый с сельскохозяйственным производством, поймёт, насколько ответственно он подходит к земледелию. 

– Осенний сев мы почти завершили, а вот как убирать будем – не знаю, – делится Владимир Петрович своей бедой. Он и этот-то урожай вывезти на продажу не может: закрома полны и цена хорошая, да пути нет.

 

Дорожные рабочие и ему перекопали выезд на трассу, и тоже навсегда. После установки отбойника добротная асфальтированная дорога, соединявшая его ангары с трассой (см. фото на обложке), и здесь останется ведущей ниоткуда в никуда. Минус по меньшей мере 6 тысяч тонн зерна в год из общего вала Ростовской области. Плюс 20 безработных и т. д. и т. п.

– Для меня это дорога жизни или смерти, – повторяет слова жителей посёлка фермер. – Я писал Василенко, Ткачёву и Путину. Но всё напрасно, я больше ни во что не верю. 

 

Сейчас он, как и жители Опорного, в нарушение всех правил ездит по самовольно накатанному съезду. 

У Владимира Шитника тоже есть большая папка с ответами. И. о. начальника ростовского управления Росавтодора О.В. Плешаков разъяснил: «Проектной документацией не предусмотрено устройство съездов к заявленным арендованным участкам». 

 

Здесь уже и СНиП ни при чём: ближайшая развязка запланирована в районе села Самарское, значит, можно было выдержать пятикилометровый разрыв и построить съезд. По словам фермера, ему предложили судиться с Росавтодором или... строить съезд с трассы за свой счёт, что обойдётся ему в 20 миллионов рублей!

Аналогичная проблема стоит перед тепличным комбинатом «АПК XXI век» группы «Агроком». Их производственный комплекс также попал в злополучный треугольник, образованный двумя реками и трассой. Если съезд с трассы не будет оборудован, руководство комплекса заявило о намерении закрыть производство, в результате чего регион потеряет 1,2 тысячи тонн овощной продукции в год. 

 

Согласовали при условии

Как же получилось, что такое радостное для всех жителей страны событие, как реконструкция федеральной трассы, принесло столько проблем местным жителям? Устройство этого объекта не могло не проходить общественные слушания и согласования с местными властями.

Из архива СМИ выяснилось, что общественные слушания были в 2011 году с жителями хуторов Ельбузд и Степнянский, посёлка Красный Сад и села Самарское. Но вопрос строительства развязок тогда не обсуждался, а поднимали вопрос изъятия земель и строительства альтернативной дороги.

 

 

  Здесь раньше фермер ездил с участка на участок

 

Ведь соль ещё и в том, что вновь реконструированный участок дороги будет платным. А по закону платной дороге обязательно должна быть бесплатная альтернатива. Но строительство альтернативной дороги отложено на неопределённый срок.

Что касается согласований проекта местными властями, редакция располагает официальным ответом замглавы администрации Азовского района Дмитрия Носова. Из него следует, что в 2012 году на совещании, которое проводил бывший вице-губернатор Сергей Горбань, главе Азовского района и министру транспорта Ростовской области поручили согласовать проект реконструкции этого участка дороги.

 

Замглавы администрации Азовского района А.А. Тумащик согласовал Рос­автодору проект, но при условии, что в него будут внесены корректировки, а именно район настаивал на строительстве четырёх транспортных развязок, так чтобы всем населённым пунктам сохранили доступ на магистраль. Также район просил сделать под мостами проезды высотой не менее 5 метров (тогда бы комбайн смог проехать и была бы возможность возделывать отрезаемые земли).

Но Росавтодор эти поправки в проект не внёс. Администрация Азовского района своё согласование отозвала. Увы, было слишком поздно: проект уже прошёл государственную экспертизу, конкурс на выполнение работ прошёл, смета утверждена.

 

Почему Росавтодор не принял поправки? Что означает отзыв согласования? Возможно ли внести поправки в проект на этом этапе?

Представитель Росавтодора Олег Плешаков сообщил: «Трасса М-4 является федеральным объектом, а согласно Градостроительному кодексу при строительстве федеральных объектов согласование с нижестоящими органами власти не требуется. Как проходили общественные слушания и согласования, ростовское территориальное управление Рос­автодора не ведает, так как мы получили проект от федеральной структуры уже после прохождения Главгосэкспертизы. Ростовское теруправление не имеет права на этом этапе вносить в проект изменения. Более того, изменить проект за счёт федерального бюджета не представляется возможным, так как смета уже утверждена. Существует закон «Об автомобильных дорогах» № 257-ФЗ, который определяет порядок присоединения к автодорогам. Собственнику земельного участка необходимо обратиться за получением технических условий для строительства съезда за свой счёт. Но к нам пока никто не обращался».

 

С логикой Олега Васильевича не поспоришь: строительство трассы – это, прежде всего, вопросы безопасности, и потому все условия здесь должны быть соблюдены. Но почему безопасность должна идти вразрез с перспективами развития территорий – на этот вопрос никто из чиновников не может дать жителям ответа.

Фото Сергея Сысоева

Выразить свое отношение: