Ростову нужен общественный совет по спасению исторических кварталов

В Ростове-на-Дону необходимо принять программу по реконструкции фундаментов старых зданий, а также создать общественный совет, который контролировал бы восстановление исторической части города – к такому выводу пришли эксперты на круглом столе, посвященном градостроительным проблемам «южной столицы». Времени на раскачку нет – после 2018 года облик центра города может быть утерян, уверяют специалисты.

Круглый стол под лозунгом «Без Диброва», состоявшийся в информационном центре «МедиаС», по замыслу организаторов, должен был стать альтернативой воскресным интервью, который известный телеведущий с недавних пор проводит с главой администрации Ростова-на-Дону Сергеем Горбанем. Во время этих бесед, по мнению организаторов, у экспертного сообщества отсутствует возможность донести свою позицию до властей, а сам ведущий в интервью якобы не затрагивает важных проблем развития города. Так это или нет, судить зрителям, но круглый стол в «МедиаСе» действительно прошел не только без Дмитрия Диброва, но даже и без Сергея Горбаня. С другой стороны, эксперты по градостроительной тематике смогли откровенно заявить о том, что их волнует.

В частности, по мнению специалистов, реконструкция старых зданий в Ростове зачастую не только не улучшает их облик, но порой и ухудшает. Подобная история произошла, например, с домами на Станиславского, 15 и Московской, 20. После реконструкции там потекла крыша, и уже год жители не могут добиться от властей какой-то реакции. К решению проблемы подключались представители общественных организаций, но ситуация не меняется, утверждала во время круглого стола жительница одного из домов.

- Мы не можем находиться в квартирах, так текут крыши, - рассказала она. На чердаке несколько тазов стоят. По дому идут трещины, мы сделали за свой счет экспертизу – разрушение фундамента на 90%! При ремонте использовались самые дешевые материалы. Год назад из Москвы комиссия приезжала, а ничего не поменялось.

- Во время реконструкций зачастую делается не то, что реально нужно зданию, а просто поверхностный ремонт, - поддержал жительницу общественный активист Роман Бочарников. – Скажем, надо отремонтировать крышу или коммуникации, а берутся за фасады. И вместо укрепления конструктивных элементов здания делают бутафорию.

Ситуация ухудшается еще и тем, что многие подвальные помещения старых зданий в недавние лихие времена были проданы, и собственники переустраивали их по собственному желанию. В результате, как рассказала председатель ТСЖ одного из домов, здания со временем приходят в упадок, а виновных уже не найти. И денег на восстановление тоже нет.

- У нас Пушкинской, 44 разрушаются фасад и балконы, - рассказала женщина. – Все из-за того, что собственник когда-то переустроил подвал и нарушил прочность фундамента. Но у нас в городе нет программы по реконструкции фундаментов. Сейчас это возложено на жильцов, а стоимость работ составляет десятки миллионов.

Программу по восстановлению фундаментов надо возобновлять, считает краевед, архитектор Любовь Волошинова. Все исторические здания, которые включаются в очередь по ремонту фасадов, должны иметь заключение специалистов о том, что они не нуждаются в укреплении конструктивных элементов. Именно на эту проблему чаще всего обращают внимание жители, утверждает эксперт.

По мнению вице-президента Союза архитекторов России Юрия Трухачева, системная проблема заключается в сегодняшнем законодательстве. В советское время все фасадные и иные работы строго регламентировались и были вписаны в единую систему контроля. А сейчас – ремонтом занимаются те, кто даст на муниципальных торгах более низкую цену.

- Все беды отсюда, - заявил Юрий Трухачев. – Тендеры выигрывают шабашники, которые нанимают потом на работу бомжей. На уровне муниципалитета все эти вещи нужно привести к определенным регламентам и правилам. Но они должны быть нацелены на объект реконструкции как на единый комплекс, который и фасад имеет, и крышу, и фундамент.

Из-за непродуманной градостроительной политики Ростов-на-Дону теряет свое «лицо», утверждает Трухачев.

- Что сейчас представляет собой панорама города, - говорит вице-президент Союза архитекторов России. – Это цепочка, я их так называю, «недоскребов», чья высота зависит от величины кошелька девелопера. И одна из вершин такого хаоса – 12-этажный дом в сквере на ул.Седова. У ростовчан отнимают вид на Задонье – это очень политический вопрос, и если власти этого не понимают, значим нам, избирателям, надо делать выводы.

Более того – непродуманная высотная застройка может привести к трагедиям, предупреждает Трухачев. По его словам, согласно новому генплану города, на территории между Ростовом и Батайском разрешена застройка домами высокой этажности.

- Там пойма с нанесенным илом в 30 метров, - говорит эксперт. – До того, как сток в Дон стали регулировать, вода веками разливалась по равнине. В этом месте нельзя строить. Есть даже указ президента – не строить на поймах. Президент замотался летать по стране и раздавать преференции тем, кто пострадал от наводнений…

В 80-е годы на Левом берегу собирались строить мусоросжигательный завод, рассказал эксперт. Но уже после начала работ строители отказались от проекта: для него требовались тридцатиметровые составные сваи. И объект решили перенести на правый берег.

Намыв песка на территории выйдет в огромные суммы, убежден Трухачев.

- Помимо того, что песок там залегает линзами, он не несущий, илистый, - говорит Юрий Николаевич. – Батайск намыл микрорайон и дальше остановился. Чтобы соблюсти все необходимые требования, там надо поднять уровень земли почти на шесть метров. Где взять столько песка?

Тем не менее, несмотря на все перечисленные факторы, компания, которая сейчас разрабатывает новый вариант градостроительного плана Ростова, «рисует» на Левом берегу застройку, говорит Трухачев. Здесь многое зависит от реакции самих горожан – градплану еще предстоит проходить общественные слушания.

- Я сейчас делаю генеральный план Калининграда, там чихнуть невозможно без того, чтобы тебя не обсмотрели с ног до головы и не проверили – а не заразный ли ты пришел к нам делать генплан, - рассказывает Юрий Трухачев. – Люди болеют за свой город. У них есть сильная общественная организация, которая борется, например, за сохранение булыжных мостовых. В Иркутске создана похожая структура, только под эгидой губернатора, - «Сердце города». Она проводит очень серьезные обсуждения, посвященные облику города, судьбе дачных поселков и т.д.

В Ростове тоже может быть создана подобная общественная структура, считает эксперт. Ее задача – сохранение исторической части города, в первую очередь, пространства так называемой Солдатской слободы – от ул. Сиверса до пр. Ворошиловского и от ул. Станиславского до набережной. Другая часть центра уже утратила свой облик, на ней можно строить высотки. А Солдатскую слободу еще реально спасти.

- Чемпионат мира-2018, который в том числе пройдет и в Ростове, нам можно использовать как сильный рычаг, - говорит Трухачев. – Ведь город стоит перед выбором – сохранится ли его «лицо» после мундиаля или нет. Нам нужно воссоздать в Солдатской слободе ту среду, которая была до революции. Так сделали в том же Иркутске – восстановили деревянную центральную часть города. И ходят теперь, всем ее показывают…

Судя по реакции в зале, эксперты и журналисты поддержали идею создания подобной организации. Дело теперь, видимо, за горожанами – проявят ли они активность? Следующий круглый стол, скорее всего, тоже пройдет без Диброва.

Тимур САЗОНОВ

Выразить свое отношение: