Украинцы не против России, но просят не вмешиваться

На Успенско-Амвросиевском пограничном посту (трасса на Донецк) мы ожидали увидеть если не столпотворение беженцев, то хотя бы вереницу машин с украинскими номерами. Но пост, известный своими пробками во время футбольных чемпионатов в Донецке, в понедельник днём был практически пуст.

Несколько автомобилей (и российских, и украинских) проходили досмотр в обоих направлениях. Пешеходов видно не было.

Границу прошли быстро. В миграционной карточке «Метой прибуття» указали ближайший населённый пункт – Амвросиевку. К кому мы направляемся на Украину и почему идём пешком, пограничники братского государства даже не поинтересовались. Доверяют.

Трасса с той стороны границы также оказалась практически пуста. Несколько грузовых фур, пара легковушек и таксист, зазывающий поехать «куда вам надо».
Промёрзнув на пронизывающем вет­ре, постучались в кафе Driver – вернее, в то, что от него осталось. Заведение не работало, а входные двери (видимо, для пущей надёжности) перекрыли шваб­рой. К счастью, внутри были два украинца – дальнобойщик и сторож заведения, которые смотрели телевизор. Мы постучались, нам разрешили войти.

– А что, кафе не работает? – спрашиваю, глядя на пыльные столики, пустую витрину и старый диван с обогревателем.
– Нет, не работает, – отвечает «хозяин» кафе, Сергей.
– И давно?
– Да уже полтора года! – усмехается украинец.
– И даже чаю выпить нельзя?
– Ну, отчего же. Чаю нальём! – и ставит перед нами пластиковые стаканчики. Его товарищ, дальнобойщик Василий из Ровенской области, задумчиво смотрит на экран. 

Украинское ТВ показывает пресс-конференцию с Януковичем. Василий недовольно цокает.

– А что, – пытаюсь завязать диалог, – беженцев у вас не много... А говорят, будто они тысячами в Россию едут.
– Москали всё врут! – находится дальнобойщик. – Никто не уезжает.
– Кто же с Украины уедет! – поддерживает соотечественника Сергей. – У людей здесь работа, семьи. А в России что? В России нас никто не ждёт...
– А вы что, русские? – догадывается Василий. Киваем.
– О, тогда передайте своим, что на Украине никто не хочет, чтобы сюда приходили российские войска! – возмущается дальнобойщик. И, отхлебнув из стакана, объясняет: по российскому телевидению, мол, всё врут. Будто восточная Украина ждёт помощи, что люди боятся «бандеровцев» и что русских ущемляют. Факты фальсифицируют, чтобы оправдать интересы России.
– Кто здесь русских ущемляет? Никто не ущемляет! – разводит руками дальнобойщик. – Мы говорим: «Русские, приезжайте, пожалуйста! К нам, на Карпаты, в Киев!» Пусть русские приезжают, семьями, с детьми... а не с оружием!.. Зачем нас от нас защищать?
– Мы сами разберёмся, – поддерживает его «хозяин» кафе.
– Вот мы, я – с запада, из Ровенской области, он – отсюда, с востока. Мы сидим вместе, чай пьём. Мы свои разногласия сами решить можем.

За разговором разногласий выявляется немало. Зачем, например, памятники сносить? Василий отвечает, что Ленин – его «личный враг». Не может простить украинец, что после 1917 года к власти пришла голытьба, которая пьяной валялась под забором. Разорили, мол, сельское хозяйство. «Восточник» мысли приятеля не разделяет:
– У меня своё мнение, но я с тобой спорить не буду.

От политиков прошлого века переходим к политикам нынешним. Спрашиваю, довольны ли теми, кто теперь занял место в украинской Раде. По ответам чувствую, что не очень. 
– Власть пришла самозахватом, – философски замечает «восточник». – Те, что к Доку Умарову взывают – нормальные люди? Врываются в здания с автоматами... Это нормально?
– Это всё поменяется, это временно! – машет рукой «западник». – Это всё пока сейчас перетрётся, придут нормальные люди. 

Сравнивая Януковича с нынешними властями, сетуют, что у первого была богатейшая дача, но и у остальных «дачи не хуже». 
– Половина людей, которых не хотели видеть у власти, – зачем они пришли? Тягнибока – его надо сажать сразу! Его надо сразу спрашивать: «Сколько тебе денег дали?» – стучит по столу Сергей.
– Это перефильтруется, – убеждает Василий. – Есть ещё люди, в кого верить – Наливайченко, Гриценко... 

Спрашиваю, боятся ли украинцы за завтрашний день.
– Страх у меня уже 10 лет не пропадает, – отвечает дальнобойщик. – Постоянно с кем-то воюем… То в НАТО войдём, то не войдём, то Россия поможет, то не поможет...

Возвращаясь к тому, с чего всё началось – к Евромайдану, – признаются: на «дольче виту» после вступления в Евросоюз не рассчитывали. Знают, как, например, поляки живут – не шикуют. Просто хотелось, «чтобы Янукович достал деньги, что у него были спрятаны под кроватью». Итог, правда, всему этому вышел неожиданный: Россия, ЕС и США начали делить единую – именно так сказали оба украинца! – «незалежную». И тут как раз выяснилось, что у Малороссии толком нет армии и вместо защиты суверенитета Украины военачальники присягают России. 
– Пусть в Крыму референдум пройдёт и люди сами решат, с кем они хотят быть – входить в Россию или оставаться в Украине, – рассудил «восточник» Сергей. «Западник» Василий его поддержал. И добавил мечтательно: 
– Я верю, что всё это перемешается, Украина заживёт!

Выразить свое отношение: