Грязное дело

Знаете, что меня поразило на фестивале «Пустые Холмы», который недавно прошёл в Калужской области? То, что пятьдесят тысяч человек – а по предварительным подсчётам, именно столько народа было на «Холмах» – уехав, оставили после себя поляны, лес и речку в очень приличном состоянии.

 

Бутылки, конечно, кое-где валялись – но единичные. И речные кувшинки пообрывали – раздарили любимым девушкам, негодяи. Но зато основная масса мусора (представляете, сколько его произвела вся эта толпа за пять фестивальных дней?) была аккуратно собрана в специальную тару и готова к вывозу. А между тем подавляющее большинство «жителей Холмов» – очень молодые люди (причём среди них полно хиппи, панков и прочей несолидной публики). Про которых представители старших поколений давно и прочно знают, что у них «ни стыда, ни совести, не то что в наше время».

Провести фестиваль так, чтобы «ни одно животное не пострадало», – для организаторов это и дело чести, и насущная необходимость. Всё просто: если один раз насвинячат – в другой раз их просто не пустят. Но как контролировать многотысячную толпу? А вот для этого существует специальная группа с весёленьким названием М.Орг, полностью – Мусорная ОРГанизация.

Как это работает? Представьте себе человека, который идёт по территории Пустых Холмов с бутылкой пива в руках. Если он посмотрит налево или направо, то в пределах 50-100 метров обязательно увидит занятное сооружение из пластиковых мешков, украшенное какими-то непонятными штуками. Он подходит ближе. Оказывается, это мусорка. Но не простая, а спроектированная по законам дизайна. Для каждого вида мусора – свой отсек: стекло, пластик, жестяные банки – всё отдельно. Из первых поступивших экспонатов местные художники сделали произведения искусства и развесили их на всеобщее обозрение. Здесь же – плакаты на «мусорную» тему. Пишут и рисуют, понятное дело, не убогое «Чисто не там, где убирают...» – изощряются кто во что горазд. Вот, например, галерея портретов «особо опасных преступников» – мусорных духов. Один из главных, Банкус Люминикус, «относительно молод, любит компании и хмельные тусовки. Однако внутренне пуст, в чём легко убедиться, прижав его к стенке или земле». «Убитая» пивная банка висит тут же – в назидание.

Пока человек с бутылкой всё это прочитал и посмотрел, пиво у него кончилось. И ему ничего другого не остаётся, как последовать инструкции – выкинуть бутылку в соответствующий отсек. В дальнейшем у него вырабатывается рефлекс, потому что художественные мусорки понатыканы буквально везде.

Бросить мусор мимо урны мешает ещё одно обстоятельство. Дело в том, что очищать территорию после фестиваля будет не какой-то безликий департамент ЖКХ, а команда добровольцев, живущих тут же, в соседних палатках. И любой из них может сказать нарушителю: «Парень, мне ж за тобой убирать!».

Полтора месяца назад, в рамках всероссийской акции «500 уборок», ростовские добровольцы разгребали мусор в Кумженской роще. Возраст участников колебался от двух до шестидесяти: многие пришли целыми семьями. Заготовленные мешки кончились уже к середине дня: никто не думал, что придёт столько народа и соберёт столько мусора.

А недавно на сайте Законодательного Собрания Ростовской области состоялся любопытный диалог. Вопрос: «Мы хотим собрать активистов для уборки мусора из родника на Парамоновских складах, не будет ли это противозаконно?» Ответ депутатов: «Осуществление данного вида работ на территории комплекса зерновых складов XIX века, являющегося памятником градостроительства и архитектуры федерального значения, будет являться нарушением». А памятник этот давно представляет собой руины, заваленные даже не кучами мусора – толстым его слоем.

Мусор на Парамоновских всё же убрать разрешили, но только после того как ростовских депутатов пристыдили в «Российской газете».

 

В общем, как всегда, есть две новости. Плохая: мы скоро задох­нёмся под грудами собственного мусора. И хорошая: есть люди, которые понимают: нужно что-то делать. И в этом грязном деле пока что можно рассчитывать только на себя.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин