Солёный бизнес
Переработка местных овощей может быть выгодной, считают ростовские бизнесмены.
Компаний, занимающихся этим направлением, пока немного, и торговые сети охотно берут готовые соленья на реализацию. Кроме того, на развитие этого бизнеса можно получить государственную субсидию в приоритетном порядке. Относительно невелики могут быть затраты на оборудование.
Трое ростовчан решили попробовать себя в этом направлении, основав вскладчину ООО «Южные традиции». Начав производство солений в июне 2010 года, компания почти сразу получила предложение о реализации от нескольких торговых сетей. В зимний период, особенно в канун новогодних и рождественских праздников, спрос на их соленья значительно вырос. В 2011 году планируют увеличить объём производства вдвое.
Для каждого из учредителей компании это первый опыт предпринимательской деятельности. В дело вложили уже свыше 4 миллионов рублей, использовав личные сбережения и заёмные средства. Окупить вложенное планируют в течение первых двух лет работы.
– Формой организации мы выбрали ООО, так как учредителей несколько и в перспективе часть прибыли, направляемая на выплату дивидендов, будет распределяться пропорционально долям в уставном капитале. Кроме того, при этой организационно-правовой форме учредители несут ответственность по обязательствам предприятия только в пределах суммы своего вклада, а не всем личным имуществом, как ИП, – рассказал гендиректор компании «Южные традиции» Владимир Шлыков, имеющий экономическое образование.
– Идею для бизнеса подсказала гендиректор «Ростовконсервагропрома», – говорит исполнительный директор фирмы «Южные традиции» Фёдор Левченко, юрист по образованию.
Сегодня готовые соленья пользуются спросом у потребителей, но надо уметь их продать. Это показал опыт разорившихся предприятий – Багаевского и Сальского консервных заводов, ростовского завода «Смычка». Они предлагали на продажу в основном только крупные огурцы в трёхлитровых банках.
Ростовские бизнесмены перед открытием заказали маркетинговые исследования рынка, чтобы узнать о потребительских предпочтениях. Заплатили около 50 тысяч рублей, зато и риск промахнуться меньше.
Выяснилось, что соленья пользуются большим спросом в основном среди городских жителей. Это легко объяснить: горожанам некогда возиться с засолкой огурцов и томатов и зачастую – негде, учитывая небольшой размер кухонь и отсутствие кладовок в квартирах. Поэтому изначально при организации сбыта товара бизнесмены рассчитывали прежде всего на городские магазины.
Покупают солёненькое в основном женщины, и предпочитают они больше весовой, а не фасованный товар (вероятно, потому что он больше похож на домашний продукт). Бизнесмены решили подойти к продажам гибко, предлагая соленья и на развес, и упакованными в ведёрки объёмом 1, 3 и 5 литров.
Сейчас 60% произведённой продукции забирают городские торговые сети. Остальную часть реализуют через розничные магазины и оптовые базы.
При работе с торговыми сетями одно из главных условий – доставка точно в срок. Не все отечественные производители научились работать так. Ростовские бизнесмены решили этот вопрос, приобретя две «ГАЗели» с изотермической будкой и холодильником.
Производственное помещение нашли в Чалтыре – там цены аренды в два раза ниже, чем в Ростове. Арендовали на пять лет. В Чалтыре и работников найти легче: двух объявлений, вывешенных на автобусных остановках, оказалось достаточно. Сейчас в штате компании 14 работников. Чтобы адаптировать помещение к условиям производства, вложили 1,5 миллиона рублей.
Неожиданную сложность вызвал вопрос поиска качественного сырья.
– Мы ездили по фермерским хозяйствам, брали на пробу томаты, огурцы и возили их в пищевую лабораторию на экспертизу, – вспоминает Владимир Шлыков. – И были удивлены: очень многие партии показывали повышенное содержание вредных веществ. Существует стереотип, что местные овощи в отличие от импортных натуральные и безопасные, но на деле и местные производители часто не соблюдают технологию применения химии. Кроме того, для засолки лучше подходят овощи, выращенные в открытом грунте, а сейчас этим мало кто занимается.
В настоящее время компания закупает огурцы, томаты и другие овощи у нескольких хозяйств из Октябрьского и Багаевского районов. В 2010 году «Южные традиции» закупили более 100 тонн овощей. Вопрос доставки покупатель берёт на себя.
Сорта выбирает технолог. Одно из основных требований, помимо безопасности, – внешний вид товара. Компания берёт огурцы размером 9-12 см, томаты средних размеров, кабачки не более 6 см в диаметре.
Перед засолкой овощи моют (кроме капусты, с которой просто снимают верхние листы) в особой трёхкамерной ванне, сваренной из испанской пищевой нержавейки. Расходы на её изготовление составили около 400 тысяч рублей.
Капусту шинкуют с помощью нескольких машин, каждая производительностью до 400 кг в час. Огурцы и томаты засаливают в бочках с зеленью, чесноком, хреном. Концентрацию солевого раствора проверяют с помощью рефрактометра (стоимостью 20 тысяч рублей).
Кроме солёных томатов, огурцов, кабачков и баклажанов производят квашеную капусту. Уникальным для рынка предложением стало производство солёных закусок с оригинальными названиями: «Под водочку», «Восторг». Рецепты разработаны лабораторией ОАО «Ростовконсервагропром». И хотя они предназначены для промышленного применения (не домашнего), работницы фирмы узнают для себя много полезных хитростей: например, если при квашении капусты морковь добавлять позже, то капуста сохранит свой белоснежный цвет. А при засолке огурцов кроме традиционных укропа и хрена можно добавлять ещё и эстрагон, который считается очень полезным.
– Одним из главных в этом бизнесе является организация производственного цикла таким образом, чтобы обеспечить наименьшую себестоимость продукции. Мы закупаем овощи в пик сезона, когда они максимально дешёвые, начиная с июня. Засоленные овощи хранятся в бочках объёмом 250 литров до 9 месяцев. В течение этого времени мы можем их реализовывать, – рассказывает Владимир Шлыков.
Зимой компания закупает на овощных базах и солит капусту, свёклу и морковь. Активные продажи солений начинаются, как правило, в осенне-зимние месяцы, со спадом жары.
Получается, весной и в начале лета компания может столкнуться с некоторым спадом в работе. В настоящее время бизнесмены работают над тем, как расширить ассортиментную линейку, чтобы спад не был существенным. Наладили производство салатов из морской капусты, которую закупают в сухом виде у одной из компаний-поставщиков. Кроме того, с января 2011 года компания приступает к производству салатов, заправленных майонезом, таких как оливье, крабовый, сельдь под шубой.
с.Чалтырь, Ростовская обл.