Фермер просит защиты у главы государства. Что ответит президент?
Донской фермер научился не зависеть от цен на зерно, но рискует остаться без техники. Защиты он просит у главы государства.
В агробизнес Владимир Ситников пришёл в 1988 году: взял в аренду по 16 га в Красносулинском и Усть-Донецком районах Ростовской области. В то время высоко ценились чеснок и подсолнечник. Урожай удавалось продавать в Прибалтику со стопроцентной рентабельностью. Видя перспективность земледелия, Ситников в 1992 году арендовал земли поближе к дому, в Октябрьском сельском районе, и организовал КФХ «Урожай-92».
Выращивал пшеницу, ячмень, подсолнечник, горох, просо и гречиху. Но держать все активы только в производстве показалось ему нерациональным.
В 1993 году он выкупил два магазина в Шахтах, организовав небольшой торговый холдинг «Веснянка», в который впоследствии вошли ещё несколько ларьков на рынке. В них продавал всё, что возможно: хлеб, косметику, бытовую химию, стройматериалы и алкогольную продукцию.
Было поле, и был магазин. Как объединить два этих звена в цепочку успешного агробизнеса? Ситников нашёл, как. Идею он подсмотрел у испанских фермеров во время летнего отпуска.
Мини-цех включает в себя полный цикл переработки: мельница, крупоцех и кондитерская.
- Хорошо именно то, что он «мини», - подчёркивает Ситников. - В этом случае его можно в любой момент остановить без больших потерь для себя.
Выходит так: вырастил зерно, смолол на мельнице, испёк печенье - продал в магазине. И нет диктата перекупщиков, и нет наценок посредников. А главное - мини-цех сделал меня независимым от цен на зерно. Высокие цены - могу остановить мельницу и продать сырьём, как было зимой 2008 года. Низкие цены - перерабатываю и продаю готовую продукцию.
Крупоцех и мельница перерабатывают весь урожай, который снимает Ситников с тысячи гектаров. Есть простор для роста: они загружены только на половину своей мощности. А кондитерская «выдаёт на гора» 700 килограмм продукции в смену.
Всю произведённую продукцию он фасует в фирменную упаковку и реализует через собственную торговую сеть и другие магазины области. В этом случае реализаторы «накручивают» 20% от стоимости.
Выращенный подсолнечник тоже перерабатывается в цехе по обжарке семечек. С жареными семечками компании удалось пробиться в гипермаркет «О'кей» в Ростове-на-Дону и другие супер- и гипермаркеты в центральной части России.
Такая диверсификация обеспечила фирме Ситникова надёжный рост на протяжении нескольких лет. Её не раз называли лучшим фермерским хозяйством на выставке «Золотая осень» в Москве. Но отнюдь не своими успехами решил похвастать фермер Ситников перед Путиным и Медведевым:
- Я написал письмо в адрес высшего руководства страны о том, что с 90-х годов я ещё не переживал таких трудных времён.
Как рассказал Ситников, с мая прошлого года у него в разы упали продажи готовой продукции, что он связывает с падением покупательной способности людей в кризис. В магазинах упала выручка. Ситникову пришлось оптимизировать затраты: он сократил 30 человек (осталось всего 82).
Официальные утверждения о том, что донские хозяйства не пострадали от засухи, Ситников опровергает: «Урожай-92» в этом году недобрал больше 50%.
- Всё это я мог бы пережить, если бы не было обязательных платежей. Я взял комбайн и «Камаз» в лизинг. В прошлом году лизинговая компания вошла в моё положение и пролонгировала платежи. Но так, что в этом году я должен заплатить двойную сумму.
Обращения Ситникова к руководству компании результата не дали. Обо всём этом он написал президенту.
Власть разделяет с фермерами успех, но трудности оставляет расхлёбывать в одиночку, считает Ситников. И ждёт, что ему на это ответят.