Бурелом сухостою рознь

Один невезучий житель села Зверево из Нижегородской области Геннадий Толчёнков пошёл в лес за дровами, а притащил домой уголовное дело по статье 260 УК РФ. «Незаконная рубка лесных насаждений, совершённая в особо крупном размере» – до семи лет лишения свободы со штрафом в размере от трёхсот до пятисот тысяч рублей или без такового. 

«Мы вот всегда раньше ездили, у нас же печное отопление было, всегда на дрова брали сухостой и валежник. Закон вот вышел о валежнике, подписанный Путиным. Посмотрел его, я всё правильно сделал. Может быть, поправки какие-то есть или чего-то ещё. (…) Фиг его знает, не разберёшься тут!» – пожаловался подозреваемый журналистам «Открытых медиа». 

Закон о валежнике действительно есть. Но вот какая беда: у наших депутатов замечательно получается что-нибудь запрещать. Перечитаешь любой соответствующий закон, что из последней предновогодней сотни, что из более ранних, – и самому неразумному гражданину становится ясно, что лучше не рыпаться. Налево пойдёшь – иностранным агентом станешь, направо пойдёшь – в несанкционированный митинг вляпаешься. В общем, ну его на фиг. 

А вот когда они начинают что-нибудь разрешать, тут у них иногда с непривычки что-то заклинивает – и получается такое... Вот как с тем же валежником: ещё около пяти лет назад народные избранники решили сделать простому народу подарок – разрешить собирать в лесу сушняк на дрова. Причём не только бесплатно, но даже не оформляя на то соответствующих документов. (Раньше на это требовалось до 120 дней – что, конечно, меньше длительности отопительного сезона, но всё же причиняло некоторые неудобства.)

И трёх лет не прошло – а закон уже и готов. А ещё через год, с 

1 января 2019 года, вступил в силу федеральный закон от 18.04.2018 г. 

№ 77-ФЗ, по сути, состоящий из одного предложения: добавить в список того, что можно свободно собирать в лесу (мох, береста, хворост и т. д.), слово «валежник». Точка.

А дальше за дело взялись умельцы из профильных министерств и региональных органов власти.  

«Понятие “валежник” требует широкого обсуждения со всеми регионами»,— заявил директор департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды РФ Андрей Грибенников. И правда, что считать валежником – «бурелом»? А «ветровал», «снеговал» или «водолежник»? «Необходимо обратить внимание, что сухостой к валежнику не относится, также как и порубочные остатки в местах проведения лесосечных работ и незаконных рубок лесных насаждений», – предостерегает один из самых авторитетных юридических сайтов Consultant.ru. И даже приводит картинку для примера: «Сухостойное дерево является мёртвым, но оно продолжает стоять, а не лежать на земле, поэтому под определение валежника такое дерево не подпадает (смотри изображение)». А вы думали, дров наломать – дело нехитрое?

Наименьшую фантазию проявили руководители Коми, Владимирской, Тамбовской областей и ещё некоторых регионов: разрешили собирать валежник попросту – приходи и бери. Зато в Пензенской области запретили использовать пилы и сучкорезы, а ломать ветки разрешили только вручную. В Липецкой области велели гражданам, имеющим намерение собрать валежник, подавать уведомление за пять дней. В Краснодарском крае объявили, что будут подсчитывать объём собранного валежника, хотя никакой закон его не ограничивает. А креативщики из Тверской области ограничили длину собираемого валежника – не более метра. Чем удивили даже такого закалённого человека, как председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев:

«Я вот сколько ни думал, так я и не нашёл объяснение тому, почему именно не более одного метра, почему, например, не 1,2 м или не 95 см? Это же кто-то придумал, это кто-то разрабатывал...»
Наивный Геннадий Толчёнков из села Зверево! Не подготовился он как следует к сбору валежника: ни определители со словарями не почитал, ни в Уголовный кодекс не заглянул. Взял с собой верёвку да пилу, которой, по его словам, отпилил верхушки у тринадцати поваленных ветром деревьев. Он-то думал, это валежник, а лесники сказали: «Это пиловочник». И заявили, что злоумышленник-Толчёнков наверняка из этой древесины задумал сделать что-нибудь полезное для хозяйства. Потому что – вот ещё незадача – полноценным валежником согласно нормативным документам считается только то, что уже начало гнить и наполовину съедено червяками. 

Вот тогда его можно отдавать народу, а раньше – ни-ни.

Анна КОЛОБОВА