Всем выйти из сумрака!

Малый бизнес спасёт Россию. Если, конечно, вернётся.

На днях премьер-министр объявил «перестройку экономики», локомотивом в которой должно стать малое предпринимательство. И это – после того, как четверть российских ИП и КФХ ликвидировала своё дело…

Статья премьер-министра Дмитрия Медведева была опубликована в газете «Ведомости» 27 сентября. Называется «Время простых решений прошло». Речь в ней идёт о том, что давно чувствовалось, но о чём как-то боялись говорить: аукнулась России пресловутая «стабильность», и экономика практическ и перестала развиваться. В этом году, признал премьер, рост ВВП не превысит 2%. Издержки предпринимательства (цены на продукцию и услуги монополий, зарплата и процентные ставки) стали настолько высоки, что «делают невыгодным положение производства» на старых мощностях. Всё, за счёт чего растёт ВВП, поддерживается исключительно из государственного кармана и с государственным участием – и то, пока есть высокая цена на нефть. Но доходы нефтегазовых компаний, судя по прогнозам экспертов, скоро начнут падать. Чем тогда наполнять казну?

«Поэтому критически важным становится обеспечение устойчивых источников стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики, – пишет Дмитрий Медведев. – Нам жизненно необходимо появление новых бизнесов... При этом основной акцент будет сделан на поддержку малого и среднего предпринимательства».

…Послание премьер-министра я прочла через неделю после того, как пообщалась с одним донским фермером. Мы обсуждали двукратное снижение отчислений в Пенсионный фонд, которое произойдёт в 2014 году. Как оказалось, отвоевав право платить меньше, ипэшники победителями себя не чувствуют: подорвано доверие к государству, которое сначала с такой лёгкостью взвинтило страховые взносы, а позже так же легко их уменьшило. В ответ на давление со стороны органов власти люди научились выкручиваться. Кто-то, чтобы не платить, вывел членов из состава КФХ, кто-то просто закрыл юрлицо, продолжая работать под грифом ЛПХ.

– На всякий их яд мы придумаем своё противоядие, – объяснил тот, на кого государство возложило свои надежды на светлое будущее.

Операция «Ликвидация»

Федеральный закон о снижении пенсионных страховых взносов, который президент Владимир Путин подписал 23 июля, стал знаковым событием. Ещё
никогда власть не отменяла собственные нововведения так скоро, какой бы
общественный резонанс они ни вызывали. Что же заставило громадину государства изменить собственным принципам и прислушаться к «гласу народа»?

Кампания, проходившая среди индивидуальных предпринимателей, была тихой. Люди не собирали «манежных» и «болотных», не громили магазинов и не поджигали машин. Сельские активисты, распечатав из интернета бланки объединения «Опора России» – первой организации, заявившей о страшных последствиях реформы – собирали подписи среди знакомых ИП. Ещё было несколько одиночных пикетов у зданий пенсионного фонда в разных городах. Ещё глава «Опоры России» Александр Бречалов на съезде «Общероссийского народного фронта» спросил Путина, нельзя ли снизить налоговое бремя. Президент обещал подумать.

Всё это время в стране происходило то, что, вероятно, и придало ускорение работе правительства – образно выражаясь, массовое самоубийство предпринимателей. Ещё 1 января их было почти четыре миллиона, а к лету осталось менее трёх. Сообщения информационных служб напоминало сводки с фронта: ликвидировано 300 тысяч ИП, потом 400 тысяч, потом 650… Когда четверть самозанятых россиян официально закрыла своё дело, проект федерального закона с прогрессивной шкалой отчислений был, наконец, одобрен.

Минфин России уже объявил, что до 2016 года «лояльность» по отношению к ИП обойдётся бюджету в 150 млрд рублей – столько возместит казна пенсионным фондам за предпринимателей. Но заботу государства о своих пенсионных правах представители бизнеса не оценили. Подписанный Путиным закон лишь притормозил темпы ликвидации микробизнеса. Например, в Ростовской области с января по март закрылось 354 КФХ и более 10 тысяч ИП, с мая по юль – в три раза меньше: 122 КФХ и 3,5 тысячи ИП.

Сбежали от натиска

– Рост пенсионных отчислений был ощутим ещё до 2013 года, – рассказала «Крестьянину» фермер из Новокубанского района Краснодарского края Екатерина Коробкина. – Например, когда правительство ввело фиксированную ставку в 17 тысяч рублей на каждого члена КФХ, работать в хозяйстве всей семьёй стало просто невыгодно. Эти ежегодные взносы давали мне право повысить пенсию всего на 150 рублей в месяц. То есть в год я бы получала от пенсионного фонда 1 800 рублей, отдавая при этом 17 000! Мы с дочерьми вышли из членов КФХ, остался только муж.

Вероятно, подобные расчёты и в 2012-м, и в 2013 году делал каждый предприниматель. Те, кто имели возможность, закрыв форму юридического лица, продолжить дело – тихонько продавать молоко от своей коровы, делать стрижки на дому или заниматься частным извозом – так и поступили.

Пока вопрос со снижением отчислений ещё не был решён, журналисты предостерегали, что ликвидация ИП приведёт к росту безработицы: потеряв работу, люди придут в центры занятости. Но вышло иначе.

Интересно, например, сравнить данные по Ростовской области от 1 июля 2012-го и от 1 июля 2013 года. За этот год, по данным региональной налоговой службы, количество ИП стало меньше на 15 тысяч, а КФХ – на 460 хозяйств. Даже если брать по минимуму (одно юрлицо = один работник), биржа труда должна была пополниться 15,5 тысячи человек. Такую нагрузку не в силах выдержать даже нашумевшие «губернаторские инвестпроекты»: в 2011-2012 годах они дали 3 тыс. рабочих мест, в 2013-м обещают ещё 6 тысяч. Даже в сумме они не обеспечат работой всех бывших ИП.

Но вот что удивительно: по информации региональной службы занятости, безработица за этот год не только не выросла, но даже уменьшилась на 0,1%. (Сейчас безработные составляют 0,8% от численности экономически активного населения.) Куда же исчезли разорившиеся предприниматели?

На этот вопрос (уже в масштабах страны) ответил замглавы минэкономразвития Олег Савельев, произнеся правдивое и страшное слово «тень». В тень вместе с рабочими руками ушли не только «пенсии», но и налоги. Оценить размер ущерба тяжело, поскольку ФНС ведёт статистику лишь по видам налога (на землю, на прибыль), а не по правовой форме налогоплательщиков. Впрочем, в начале года общественная организация «Деловая Россия» сообщала, что в 2012 году от закрывшихся ИП бюджет потерял 13,5 млрд рублей, тогда как планировалось, наоборот, получить дополнительно 5,1 млрд рублей.

Кто вытащит из ямы экономику?

– Будучи председателем Новокубанской АККОР и занимаясь проблемами разных фермеров, я воочию увидела, насколько непродуман и нелогичен вообще был порядок налогообложения КФХ, как безграмотно подошли к этому вопросу, – рассказала Екатерина Коробкина. – Можете ли вы себе представить, что некоторые фермеры Кубани, дожив до пенсионного возраста, обнаружили, что им «не хватает» от двух до десяти лет трудового стажа! Оказывается, стаж просто не был учтён Пенсионным фондом, поскольку в 90-х годах отчисления производились от прибыли. В итоге за годы, когда прибыли не было и вся выручка шла лишь на покрытие затрат, стаж им не начислялся. Сейчас мы просим Пенсионный фонд позволить сделать взносы за те годы с учётом инфляции – выходит около 700 рублей за каждый год. Но Пенсионному фонду это невыгодно…

В некоторых поселениях Дона и Кубани официальным трудоустройством может похвастаться лишь каждый пятый житель. Бывшие предприниматели, сдав землю в аренду тем хозяйствам, что ещё остались на плаву, ушли из сельской местности в города, на заработки. Вернёт ли их теперь двукратное уменьшение пенсионных взносов?

– Я не думаю, что снижение пенсионных отчислений сильно изменит ситуацию, поскольку в стране за последние годы сложился неблагоприятный для малого предпринимательства климат, – считает председатель ассоциации АККОР Ростовской области Александр Родин. – Эта тенденция наметилась в 2000 году, когда в аграрной политике России начался уклон в сторону крупного бизнеса и агрохолдингов. С 2006-го по 2012 год число крестьянско-фермерских хозяйств сократилось на 24% и продолжает сокращаться сейчас. Это опасно прежде всего вымиранием населённых пунктов: не имея возможности работать и обеспечивать свои семьи, люди покинут сельскую местность.

…В своей статье Дмитрий Медведев перечислил несколько задач, которые, по замыслу, должны стимулировать малый бизнес наращивать обороты и вытаскивать из ямы всю российскую экономику. Во-первых, пенсионные платежи, которые теперь уже «будут возрастать постепенно». Во-вторых, налоговые каникулы, вводить которые смогут местные органы власти. В-третьих, гарантийные фонды, которые помогут малым предприятиям с начальным капиталом.

– Большую часть XX века, несмотря на множество драматических событий, наша страна была одной из передовых в мире. В некоторых сферах бесспорным лидером, – обратился к «национальному самосознанию» Дмитрий Медведев. –  уверен: Россия может вновь занять эти позиции, сделав человека, его интеллект, его способность к творчеству движущей силой развития общества…

…Лишь бы теперь сам человек захотел стать «движущей силой».

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин