Новые возможности

Второй год на Дону поддерживают начинающих фермеров и семейные животноводческие фермы.

Куйбышевский район один из самых миниатюрных в Ростовской области, но пока объехали всех наших героев, поколесили изрядно и всюду находили подтверждение словам заместителя главы – начальника отдела сельского хозяйства районной администрации Александра Дадукина. «К сожалению, животноводство в нашем районе оставляет желать лучшего. Среди оставшихся сельхозпредприятий только в одном сохранился свинокомплекс закрытого типа, а крупных ферм КРС или мелкого рогатого скота не было изначально. Но сегодня гранты, выделяемые из областного и федерального бюджетов на поддержку фермерских хозяйств, позволили нам вступить на путь восстановления животноводства. Что особо ценно — альтернативного животноводства, поскольку угроза АЧС заставила сократить свинопоголовье в районе», – пояснял Александр Сергеевич. И мы своими глазами увидели становление этого альтернативного животноводства. «За два года три наших фермера получили гранты. Но есть заявки и на будущее. Один из претендентов собирается создать конеферму, чтобы организовывать конные прогулки. Это даст возможность развиваться туризму и может привлечь инвестиции». 

Пионеркой же получения гранта в Куйбышевском районе стала жительница села Миллерово Светлана Аркадьевна Каркалёва. Бухгалтер по образованию, она давно уже отдавала все силы и время личному подсобному хозяйству.

– До тридцати голов свиноматок держали, бычков по пятнадцать голов, коровы всегда были в хозяйстве, птица. Теперь свиней держать нельзя. Решили упор сделать на молочное стадо, – рассказывает хозяйка. – А тут как раз эта программа поддержки начинающих фермеров. Оформили документы, выиграли грант в прошлом году — миллион двести девять почти тысяч. На эти деньги купили десять нетелей голштинской и айширской пород, шесть бычков, трактор «Беларус -952», доильную установку. Теперь вместе с теми, что у нас были в хозяйстве, двенадцать дойных коров. В планах довести дойное стадо до пятидесяти голов.

– А на 182 тысячи единовременной помощи дом в порядок привели: десять окон вставили, телевизор, сплит-систему, компьютер, газовую плиту, мягкую мебель купили, – дополняет Светлану Аркадьевну супруг.

– Что дом в порядок привели, немаловажно. Однако и трудностей хватает. Но главное, что детям теперь работа есть. Два хлопца у нас. Один отслужил, вернулся. А работы-то в селе нет. Второй закончил институт, приехал, женился. Теперь всем работа есть, нет нужды на заработки в город мотаться. Да и односельчанам парочка вакансий открылась, а будет расти ферма, и рабочих мест будет больше. Тем более что фермеры новой волны мечтают о собственной переработке.

По проторённой Каркалёвыми дорожке двигаться было легче победителям конкурсного отбора этого года Николаю Кузьмину и Владимиру Тузенко, тем более что оформить заявки и бизнес-планы помогали специалисты района и регионального Минсельхозпрода. 

Владимир Иванович Тузенко замахнулся на проект, уникальный не только для Донского края, но и для России. Майор в отставке занимается фермерством уже полтора десятка лет. На 500 гектарах растит зерновые, масличные культуры. Узнав о программе развития семейных животноводческих ферм, загорелся идеей козоводства. Как и все конкурсанты, прошёл нелёгкий отбор.

– Оказывается, самое трудное только теперь и начинается, – делится Владимир Иванович. – У колхоза выкупил бывший коровник. Ремонт нужен серьёзный, а строителей найти нелегко. Соискателей на подряд много, да не у всех репутация подходящая.

Огромный корпус (что находится в хуторе Берес­товский, сам-то фермер живёт в селе Русском) сохранился на удивление неплохо, но крыша кое-где зияет дырами, расчистить немало предстоит, построить стойла. Владимир Иванович уже распланировал, где будет обитать дойное стадо, где молодняк, где поставить охладитель для молока. За опытом успел съездить в Ставропольский край. Там в Будённовском районе уже несколько лет действует козеферма. Молоко и сыры двух видов забирает Москва. Не видит проблем с реализацией и Тузенко. Договор с переработчиком уже заключён. Дело пока за животными.

– На всю Россию козеферм штук пять-шесть наберётся, не больше, поэтому приобрести маточное поголовье нелегко. На том же Ставрополье смогли пообещать только сто маток, а бизнес-план на двести рассчитан. Да и цена высоковата. Зато нашли во Франции подходящую партию. За те деньги, что изначально рассчитывали на двести животных, получается приобрести триста. Проволочка случилась из-за временного эмбарго на ввоз скота из-за рубежа. Но в начале 2014 года ждём наших зааненских племенных козочек. Корма уже заготовили.

Расчётная окупаемость проекта — 3,5 года. Фермер рассчитывает сократить этот срок как минимум на треть.

– Правда, показательную козеферму на выделенные средства не построишь. Я собираюсь сделать весь цикл закрытым: свои корма, своя переработка. По-хоро­шему надо бы не десять миллионов рублей, которые я получил, а в три-четыре раза больше.

Дальше путь лежал в село Лысогорка. Начинаю­щему фермеру Николаю Кузьмину на развитие птицеводческого хозяйства выделили около полутора миллионов рублей. Ехали познакомиться и поговорить, не ожидая, что дело уже закрутилось. Николай человек настолько молодой, что Юрьевичем его язык не поворачивается называть, разве что из уважения, сколько всего успел. В активе два высших образования: эксперт-товаровед и финансист.

– Почему я решил участвовать в программе на получение гранта? – искренне удивился Николай. – Интересно же попробовать. Потому что новые возможности открываются, появилась сумма, с которой уже можно дальше работать. Не для кого ведь не секрет, что в сельской местности заработать такие деньги тяжело. Думаю, на моём месте каждый бы так поступил.

Прежде чем начинать большое дело, Кузьмины поэкспериментировали с различными видами и породами. Сегодня на их подворье полторы тысячи птиц: куры, утки, индюки. Но, как говорит Николай, это мало, это на несколько дней работы. На выделенный грант семья покупает большой промышленный инкубатор. Со временем свою птицеферму они намерены вынести за пределы подворья. Получаемый молодняк будут подращивать и продавать селянам — в округе пять сёл, и такой товар здесь нарасхват. В этом Кузьмины уже убедились. Ну а мясо птицы готовы брать столовые, рестораны, и на рынке можно реализовать. Наиболее выгодно держать бройлеров. Они к тому же устойчивы к заболеваниям. Но для разнообразия нужны и утки, и индюки, которые скрещены со страусами и в короткие сроки достигают большого веса — до 20, а то и 30 кг. С кормовой базой проблем нет. Мама, Любовь Николаевна, фермерствует с 90-х годов. Она одна воспитывала Николая и его сестру Таню, обоим детям дала высшее образование, даже по два. А они ещё и такими молодцами оказались — хотят свои знания применить здесь, дома, где родились и выросли.

– У нас очень дружная семья, – признаётся Любовь Николаевна. – А скоро она вырастет. В ноябре Коля женится на Сонечке, с которой они давно уже встречаются.

На грант Николай Кузьмин намерен помимо инкубатора приобрести трактор, дисковую борону, морозильную камеру, 30 га сельхозземель, минеральные удобрения, семена озимой пшеницы. А единовременную помощь, которая ещё не оформлена, распределять будут, видимо, уже с женой.

Выиграть конкурс на получение гранта на развитие фермерского хозяйства нелегко, но новые знакомые «Крестьянина» своим примером доказывают, что, во-первых, возможно, а во-вторых, с каждым годом легче. Если в 2012 году на эти цели было выделено из региональной и федеральной казны 59 млн рублей, то в этом году господдержка без малого составила 217 млн рублей. Так, в прош­лом году получателями грантов стали 13 начинающих фермеров и 5 семейных ферм, а в 2013 году — 81 начинающий фермер и 15 семейных ферм. Трудолюбивым селянам грешно не попробовать воспользоваться такими новыми возможностями.

Людмила ВОРОБЬЁВА
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Животноводство
Газета: Газета Крестьянин