Мечтал – и делал
24.09.2013 11:09
Он вырастил в степи дубраву, превратил свалку в ботанический сад, построил Дом природы.
В Бузулукском бору прошло детство Владимира Рыжкова. Вся семья была лесоводческая: лесорубы, лесокультурницы, лесничие... Так что лесной техникум после школы – закономерный шаг. Выпуск 1961 года стал первым, которому пришло распределение в Ростовскую область и на Ставрополье.
– Наш завуч, родом из Шахт, шутил: «В Сибирь всегда успеете, езжайте на юг», – вспоминает Владимир Фёдорович.
А конкурс на десять заявок был нешуточный – почти сто человек. Владимир Рыжков попал в Мартыновский лесхоз.
Лесное хозяйство в эти годы переживало невиданный подъём. Сталинский план преобразования природы, запущенный в действие в 1948-м постановлением о защите травопольных оборотов, стал одной из немногих программ, которую страна выполнила сполна. Пять тысяч гектаров донской степи в округе Мартыновской слободы покрылись дубравой. Почти полвека отдал этому делу Владимир Рыжков, оставив его лишь однажды, когда три года служил в ракетных войсках. А потом снова – безупречное служение лесу, параллельно – учёба в институте. И не случайно через тринадцать лет Рыжкову доверили руководство лесхозом. Тут-то и проявилась сполна его созидательная натура. Посёлок лесников, примыкавший к Большой Мартыновке, по благоустройству превзошёл райцентр. Были построены два десятка жилых домов, дороги, водопровод, централизованные котельные, утеплённые гаражи, магазин, спортивная площадка. Хотя никто не заставлял это делать.
– Мне было больно за сельских жителей, – поясняет Владимир Фёдорович. – Деревня – она же обижена всю жизнь.
Но и этого было мало директору. Он замыслил построить Дом природы, где в музее была бы представлена вся история создания леса в степи, где в диораме представал бы кусочек естественной природы, где были бы различные кружки и классы для детей и молодёжи. Десять лет заняла подготовка и сбор материалов. К мечте директор шёл ощупью, интуитивно «по целине» – ничего подобного никто ещё не создавал. Рыжков мечтал и делал, мечтал и делал. На протяжении нескольких лет рядом с образцовым посёлком лесников соседствовала стихийная свалка. Её убирали, но она возникала вновь. И тогда директор попросил местные власти отдать эту территорию под дендропарк. И вскоре там, где росли горы мусора, выросли диковинные деревья и кустарники – более ста видов, собранные из всех уголков Союза. Этот ботанический сад, раскинувшийся на 23 гектарах, стал частью будущего культурно-экологического комплекса, потому что Дом природы всё-таки был построен, что невероятно – в самые трудные годы развала страны.
– За эскизы Дома природы, которые нам выполнили в Ростове, заплатили полторы тысячи наличными. У кассира руки дрожали, когда она отсчитывала деньги. В конце восьмидесятых машина стоила пять тысяч, – рассказывает Владимир Фёдорович.
А предстояло освоить ещё сотни тысяч рублей. Но прежде их нужно было найти, достать, выбить. Глава лесхоза ездил в Москву, в министерство, обивал пороги областных кабинетов, убеждал чиновников. Нередко происходили такие диалоги:
– На экскурсии мы покажем школьникам объекты в лесу, дендропарк, поведём в музей леса. И везде должно быть интересно, познавательно, красиво. Покажем тематические фильмы. Потом надо повести детей в ресторан...
– Какой ресторан? Рыжков, у тебя с головой всё в порядке? Детей – в ресторан!
– А вы знаете, как в деревне люди живут? – вскипал Владимир Фёдорович. – Да они никогда той мебели не видели, той обстановки, не знают, как вилку и нож держать...
И убеждал. Первый, как сейчас бы сказали, транш в немыслимую сумму – 200 тысяч тех, советских рублей перечислили из Москвы на обычный счёт лесничества. Владимир Фёдорович рассказывает об этом весело, бесхитростно, сам удивляясь:
– Никаких договоров, обязательств, документов. Деньги можно было прогулять, прокутить, и никаких бы следов не осталось.
– Ну что ты такое говоришь... Взрослый человек...
По тону супруги Владимира Фёдоровича Галины Николаевны, работавшей в лесхозе главным бухгалтером, чувствуется, как непросто давалось воплощение в реальность мечты директора-энтузиаста.
– Что, трудно работалось с таким руководителем?
– Так он же безответственный, – такая характеристика заслуженного лесовода Российской Федерации звучит неожиданно, и вряд ли кто ещё, кроме жены, может сказать такое. – Бумаги всегда подписывал не глядя. Если б не моё ястребиное око, сидел бы он и валил лес свой любимый. Сколько мороки было с этой стройкой. И нам, и завхозу. Строителей возили из Волгодонска, кормили бесплатно – благо, подсобное хозяйство было у лесничества, человека наняли постельное бельё стирать рабочим, машинку купили... Как вспомню, как зеркала и фурнитуру для балетного класса доставали!.. Пришлось с комбинатом бартер заключить. Озеленили им всю территорию, они нам – всё необходимое по себестоимости. Один зачинщик, а всему коллективу хлопот невпроворот.
Галина Николаевна возмущается хоть и искренне, но, чувствуется, в душе гордится мужем и тем огромным наследием, которое сотворил и оставил он мартыновцам, а по большому счёту, и всем потомкам.
В 1994 году состоялось открытие Дома природы. Двухэтажное здание, отделанное мрамором, базальтом, благородной древесиной, общей площадью всех помещений 3,5 тысячи квадратных метров вместило всё, что задумал его создатель. И даже более. Здесь разместились и спортивные секции, и экологический и балетный классы, и музыкальная школа, и кинозал на 160 мест, и зимний сад, и музей леса с диорамой. Фитобар, между прочим, тоже. Дипломированный специалист готовила напитки из лечебных трав, которые собирали юные экологи. Фиточаи заказывало население всей слободы. Детей возили на экскурсии, бесплатно кормили, прививали любовь к природе, вкус к красоте, культуру поведения.
– Владимир Фёдорович – настоящий человек мира. Знаете, какая его отличительная черта? У него страшно болит сердце за будущее нашей страны, за детей, за природу, – с жаром перечисляет директор Центра дополнительного образования детей (так теперь именуется Дом природы) Александр Николаевич Мартынов. – Я Владимира Фёдоровича знаю с детства. Сколько делал он для нас всего, как открывал окно в большой мир. Какие экскурсии устраивал для школьников. А поездки на море, в города-герои... Скольким людям указал дорогу к профессии. Многоуважаемый человек. Его советы мы ценим и всегда воспринимаем как руководство к действию.
Тридцать лет и три года – сказочный срок – возглавлял Владимир Фёдорович коллектив. И за все эти годы не уволил ни одного человека. Хотя кое-кого и следовало, поясняет с печальной улыбкой.
Мы разговаривали долго. Я приставала с различными вопросами. И очень часто перед ответом Владимир Фёдорович заглядывал в толстую папку, извлекая оттуда высказывания великих. Мне показалось, от себя ему неловко говорить «красиво». А именно так чувствует этот человек природу. Выросший в необъятных оренбургских лесах, он навсегда остался предан сосне, а взрастив тысячи гектаров дубрав, своим считает и царское дерево дуб. Он полюбил степь, открывающую широкий простор взору. Он с нежным восторгом говорит о бескрайних кумачовых покрывалах целинной земли из диких тюльпанов. Я задаю очередной вопрос, и он цитирует чеховского Астрова: «Когда шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я».
Но при всей возвышенности натуры Владимир Фёдорович остаётся трезвым реалистом. Он спокойно принимает чужой выбор. Конечно, его радовали успехи сына, когда он занимал призовые места в экологических конкурсах не только районного, и всесоюзного уровня. Однако не стал возражать, когда Сергей выбрал медицину. Теперь Сергей Владимирович стоит у истоков жизни, возглавляя отделение акушерства и гинекологии второй областной больницы. А дочь Светлана – капитан полиции – охраняет правопорядок в Ростове. Не так давно родители перебрались поближе к детям – в Аксай. Их полем деятельности стало подворье сына, где есть теперь уголок дендрария, плодовый сад, школка для саженцев, а на прилегающей территории – с полсотни лип.
Уехали из Мартыновского района ещё и потому, что лесхоз перестал существовать. Сейчас в хозяйстве, где трудились 130 человек, управляются трое. Нет больше слаженного коллектива, на счету которого около сотни наград за различные достижения как в производстве, так и в спорте, культуре, общественной жизни. К этим вершинам вёл коллег почётный гражданин слободы Большая Мартыновка, заслуженный лесовод Российской Федерации В.Ф. Рыжков.
И пусть сегодня нет больше такой структурной единицы – Мартыновское лесничество, но стоят дубы, расцветает каждую весну ботанический сад, а 600 ребятишек приобщаются в Доме природы к прекрасному. И в этом «немножко виноват» Владимир Фёдорович Рыжков.
Людмила ВОРОБЬЁВА
Фото автора и из архива В.Ф. Рыжкова
Выразить свое отношение: