Резерв вынесли на публику
Дмитрий Медведев решил всерьёз заняться кадрами. Сразу же после возвращения из прекрасной Испании он провел в Кремле встречу с представителями «первой сотни» резерва новых управленцев. Собралось 26 - самых, самых. Разговор был весьма на злободневную тему, ибо старый лозунг - «Кадры решают всё!» - не снят с повестки дня.
Актуальность вопроса разъяснил сам президент. «Формирование резерва управленческих кадров - это действительно мероприятие общенационального масштаба, - сказал он, обращаясь к собравшимся. - Мы только начинаем этим заниматься, но дальше без такого рода резерва мы двигаться не можем... Появление новых людей на соответствующих должностях в нашей стране идёт очень медленно. Мы всё время топчемся на месте и, как принято говорить, ... скамейка запасных у нас чрезвычайно короткая».
О кадровом голоде в России говорят давно. Ведь многие высокие начальники сидят в своих креслах ещё с ельцинских времен, чуть ли « не покоренья Крыма». Давно замшели в своём мышлении. Но это ещё полбеды. Хуже, что окружили они себя людьми, не чистыми на руку. Причем в разных сферах. Вот на днях в Московском городском суде начался процесс по уголовному делу очень крупных чиновников. На скамье подсудимых оказалось всё руководство, уже бывшее, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Куда уж дальше?!
А ведь это не единственный факт подобного рода.
Глава государства призвал к открытости, публичности при подборе кадрового резерва. «На мой взгляд, - сказал Д. Медведев, - он не должен ни в коем случае быть и даже восприниматься как некий междусобойчик: это не должен быть список людей, которые лично близки и лояльны президенту, правящей партии, то есть список любимчиков, - это должен быть эффективно работающий механизм поиска современных управленцев».
Слова, несомненно, правильные. Другое дело, как эта установка будет воплощаться в жизнь. По-видимому, этот вопрос волнует и самого Дмитрия Медведева. И не случайно он «засветил» перспективную «элиту общества». «Я бы хотел послушать вас, какие у вас планы, - обратился президент к «подающим надежды». - Хотел бы, чтобы вы мне рассказали, изменилось ли что-нибудь в вашей жизни после того, как ваши фамилии оказались опубликованы; если изменилось, то в лучшую сторону или вы подвергались гонениям и репрессиям со стороны конкурентов и вышестоящих начальников. И если это так, то это повод для того, чтобы провести соответствующие замены этих начальников на вас».
* * *
Намёк, как говорится, понят. Смещения в стране уже начались. Буквально на днях «ушли» со своих постов сразу четыре губернатора. В том числе такой ветеран, как Егор Строев, - последний член политбюро ЦК КПСС, служивший главой администрации Орловской области с начала 90-х годов прошлого века. Лиха беда - начало. В стране ещё 20 региональных глав, занимающих свои тёплые кресла свыше десяти лет. Кто следующий на выход?
Но кадровые «корректировки» возможны и в других сферах. Вдруг, ни с того ни с сего, стал публично виниться наш лучший министр финансов Алексей Кудрин. В интервью западным журналистам он признался, что было сделано немало ошибок в экономической политике России, и он лично к ним причастен. Глава Минфина высказал сожаление, что правительство не диверсифицировало экономику в годы, когда нефть была дорогой. «Конечно, я тоже несу ответственность за то, что мы не смогли диверсифицировать экономику так, как хотелось бы, - сказал А. Кудрин. - Мы тратили больше, чем могли позволить, что привело к быстрому укреплению рубля и высоким темпам инфляции».
Запоздалое и, очевидно, вынужденное признание. Но лучше поздно, чем никогда. По словам научного руководителя Института национальной стратегии Никиты Кричевского, столь необычные для российских чиновников заявления вызваны тем, что продолжать настаивать на том, что с экономикой всё в порядке, «было бы нетактичным по отношению к населению».
Иными словами, признание собственных ошибок произошло лишь тогда, когда петух клюнул. Кадровый резерв уже стоит за спиной. Но народу от этого не легче.