У нас всегда экстрим
Экономический кризис не напугал кубанских фермеров - судьба и раньше не баловала их
Юрий Николаевич Басс, Николай Иванович Купин и Пётр Николаевич Чугусов - фермеры средней руки. У каждого примерно одинаковое количество земли, от 300 до 450 гектаров, и возделывают одни и те же культуры - пшеницу, кукурузу, подсолнечник.
А встретились мы с ними в кабинете начальника сельхозуправления Новопокровского района Леонида Ивановича Тюльпинова, где я задал им один-единственный вопрос: «Ощущают ли они на себе влияние мирового экономического кризиса и в чём оно в первую очередь проявилось?».
Фермеры почесали затылки, потёрли носы, а потом высказали разными словами одну и ту же мысль. Ничего нового кризис в их жизнь не внёс. По большому счёту, земледельцы в нашей стране всегда живут в состоянии кризиса. Это диспаритет цен на продукцию и энергоносители и отсутствие разумной поддержки государства. Последние попытки руководства страны поддержать сельхозпроизводителя, конечно же, дали определённую пользу, но помощь государства зачастую неуклюжа и почти всегда приходит с опозданием.
- Вот недавно Путин побывал в Ростове-на-Дону, где пообещал Ростсельмашу серьёзную финансовую помощь, - говорит Юрий Басс, - вроде бы всем надо порадоваться. Но чему здесь радоваться? Завод выпустит ещё несколько сотен комбайнов, которые будут также стоять невостребованными на его площадках. Фермеры всё равно не смогут их купить. У нас-то денег больше не стало. Гораздо разумней было бы каким-то способом, через лизинг, целевые кредиты и т.п., дать эти средства сельхозпроизводителям. Размели бы всю технику вмиг. У завода бы появились оборотные средства, и завертелось бы производство снова.
- А ещё лучше формировать разумные цены на нашу продукцию. Тогда нам и кредитов никаких не надо, - вступил в разговор Николай Купин. - В июле прошлого года за кило пшеницы давали 4,7 рубля. Местные власти убеждали нас не продавать урожай, так как цены только будут расти. Я придержал пшеничку, и в сентябре продавал её уже по четыре десять. А потом вообще пошёл обвал.
- Это, наверное, и есть влияние кризиса?
Фермеры в один голос стали убеждать меня, что кризис здесь ни при чём. Например, доллар как вырос? А цена на зерно еле-еле поползла вверх. Тут законы мировой экономики имеют второстепенное влияние. Первую скрипку играют отечественные монополии.
- В декабре цены на солярку и удобрения заметно снизились, - поясняет ситуацию Петр Чугусов, - но ни я, ни другие фермеры этой ситуацией почти не воспользовались. В конце года подходит время всевозможных платежей в бюджет и по договорам. Свободных денег почти ни у кого нет. Вот и получается: видит око, да зуб неймёт. Ещё в январе цена на удобрения была божеской. Опять же, потому что праздники и никаких сделок не проводилось. А сегодня, по сравнению с декабрем, цена на удобрения удвоилась. А на мировых рынках она-то из-за кризиса падает. Об этом сами производители кричат и требуют от государства поддержки. Парадокс!
- Не парадокс, а закономерность отечественного олигархического бизнеса, - говорит Юрий Басс. - Близится посевная, надо выкачать из села всё, что можно. Только выросли цены на зерно, как тут же поползли вверх цены на горючее, удобрения. Другими словами, ограбление села идёт постоянно и последовательно, несмотря ни на кризисы, ни на подъёмы мировой экономики. У нас свои правила, нехорошие.
- Ну, а кредиты вы брали? Говорят, что весь кризис как раз из-за нехватки кредитных средств в банках. И тут у вас всё по-старому?
Двое из них, Басс и Купин, кредиты брали, чуть больше миллиона рублей. Похоже, морозное дыхание кризиса всё же их обожгло. Уже несколько месяцев, как не получают субсидии по процентам. Но это такая мелочь по сравнению с диспаритетом цен, что её можно и не замечать.
- А я кредиты не брал, - похвалился Пётр Чугусов. - Словно чувствовал, что цены обвалятся. Ни кукурузку, ни подсолнечник не продавал, они у меня на элеваторе лежат. А те, кто с кредитами связался, вынуждены были по дешёвке продукцию сбросить. Сейчас без средств сидят, кое-кто вообще дело сворачивает. Я, кстати, у них теперь технику скупаю дёшево. Как раз цена поднялась на подсолнечник и кукурузу. Так что кредиты мне ни к чему.
Коллеги понимающе развели руками. Кому кризис, а кому и папа родной!
Пошутив горько на этот счёт, все трое опять заявили: всё-таки кризис - это вторично.
- Дайте нормальную цену на нашу продукцию, и ни вздоха, ни жалобного стона от крестьянина не услышите, - уверяет Юрий Басс. - В какой форме это будет сделано, нам тоже всё равно. Пусть будут государственные интервенции. Но своевременные, а не с опозданием на два-три месяца, как сейчас. Пусть это будут дотации, но опять же вовремя и соразмерно с ростом цен на горючее, удобрения, другие ресурсы. Словом, нужна умная политика по отношению к селу. А здесь как раз очень глубокий кризис.
Новопокровский р-н, Краснодарский край