Наставить на путь истинный

Как помочь детям-сиротам вступить во взрослую жизнь

«Я не родитель, не спонсор, не опекун, не воспитатель. Я – взрослый друг. Наставничество – это часть моей жизни, оно не должно разрушить всё остальное. Я даю столько времени, сколько могу. Я не смогу дать больше, чем у меня есть…»  

Это правила, которыми руководствуются наставники детей-сирот – участники проекта, который уже несколько лет реализует АНО «Белый ангел» вместе с московскими партнёрами – благотворительным фондом «Арифметика добра».

«Я тоже люблю машины»

– У меня уже имеется довольно интересный жизненный и профессиональный опыт, которым хотелось бы делиться с теми, кому это может помочь. А программа наставничества позволяет попробовать свои силы на этом поле, – говорит жительница Таганрога Александра Юрченко. 

В феврале этого года у Александры появился подопечный – 15-летний Дима.  

– Ещё до того, как мы познакомились, он написал, что ему нравятся автомобили, что он хочет быть дальнобойщиком. Увлекается футболом, болеет за ФК «Ростов». А ещё хочет выглядеть модным, но ему нужен совет. У нас оказалось много точек соприкосновения: мы оба живём в Таганроге, я тоже люблю машины, занималась картингом. Мы встречались уже  больше двадцати раз, и каждый раз обсуждаем или исследуем что-то новое. Говорим, например, о его будущей профессии: наверное, ему стоит учиться на автомеханика – мало ли что может случиться на трассе, – рассказывает Александра.

– Вы намного старше него?  

– Больше чем в два раза. Но это не имеет большого значения: кто-то и в двадцать лет ведёт себя как пенсионер, а кто-то и после сорока готов бегать и прыгать.  

Хотя они общаются всего несколько месяцев, воспитатели говорят, что прогресс налицо: Дима стал спокойней, уверенней в себе, улыбчивей. 

– Программа рассчитана на год, но мне кажется, что мы будем и дальше общаться. Я его взрослый друг – не могу же я бросить друга. Через три года он выйдет из детдома и будет учиться самостоятельной жизни – тогда наставник будет особенно нужен. Так что это только начало.

Александра – юрист и менеджер по образованию, работает директором по управлению персоналом. В общем, серьёзный человек – но с увлечением рассказывает, какие квесты у них запланированы, чтобы в игровой форме научить детей контактировать с людьми:

– Скажем, он находит в условленном месте записку с заданием: спросить у людей на улице, как пройти куда-то, зайти на почту – отправить открытку… 

Подбираем пары

– У детей от 14 лет мало шансов на усыновление/опеку. И, главное, им уже скоро нужно становиться самостоятельными, а они совсем не знают взрослой жизни: как делать покупки в магазине, какую работу выбрать, как себя вести с коллегами, – говорит директор АНО «Белый ангел» Оксана Лемишко. Наставники не получают никакой зарплаты – работают на чистом энтузиазме. При этом требования к ним довольно строгие: они должны быть не моложе 25, не иметь судимостей, не состоять на учёте у нарколога – в общем, быть кристально чистыми перед законом. И пройти специальную программу подготовки. 

– Общение с подопечным должно быть не в ущерб семье и работе наставника, –  объясняет Оксана. – Большинство наших наставников – взрослые состоявшиеся люди, у которых есть семьи. У некоторых дети уже выросли, а внуков ещё нет – но есть опыт и желание помогать. Есть и люди с психологическим образованием. 

Подбор пар «ребёнок – наставник» – дело сложное и ответственное. 

– Прежде всего, ребёнка спрашивают, хочет ли он, чтобы у него был наставник. Рассказывают о проекте и показывают фильм.

– И сколько процентов говорит: да, хочу? 

– Когда мы только начинаем работать в каком-то из детдомов – не больше одной трети. Но когда сформировались хотя бы одна-две пары, дети сами начинают просить. А дальше работают психологи. Смотрят на психологические портреты и подбирают пары. После чего мы говорим наставнику: «Мы подобрали вам подопечного». Даём краткую характеристику, без персональных данных: «Ваня из новочеркасского детского дома, любит математику, не любит биологию, занимается спортом, хочет стать поваром». Если наставник согласен, он пишет Ване письмо, где кратко рассказывает о себе: кем работает, чем увлекается.

Прикладывает своё фото. И Ваня соглашается (или нет).

Ваня, ты любишь футбол?

По словам Оксаны, сильно затрудняет дело территориальный фактор: наставники в большинстве – ростовчане и таганрожцы, а дети разбросаны по всей Ростовской области. И воспитанники Ерофеевского центра помощи детям, что в Тарасовском районе, так же нуждаются в помощи взрослого друга. 

– Но как мы ни пытались найти наставников в области, обращались в районные администрации – без толку, – сетует Оксана. – Приходится ездить, в каких-то случаях общаться онлайн. 

Первая встреча проходит с сопровождением психолога. Наставник начинает диалог, отталкиваясь от общих интересов. Например, так: «Вань, привет, я читал в твоём письме, что ты интересуешься футболом.

Давай сходим на матч?» Или так: «А что ты сейчас читаешь? Я вот читаю интересную книгу, она у меня есть в электронном виде, если хочешь, могу тебе перебросить». 

Наставник и подопечный знакомятся, договариваются, как часто будут встречаться – не реже чем раз в неделю, не менее двух часов. Потом вместе ходят на прогулку, в кино или ещё куда-то. Через несколько месяцев наставник может пригласить ребёнка к себе в гости.

– Бывает, что пары распадаются?

– Бывает. Иногда по объективным причинам (у наставника родился третий ребёнок, и он не смог продолжать свою деятельность, или подопечного забрали в семью). Было и так, что во время самоизоляции, когда общение перешло в онлайн, потерялся контакт и общение прекратилось. Но это скорей исключение. Сейчас действуют 25 пар.

Деньги и подарки

– Дети – не ангелы. Наверное, бывает, что они пытаются выторговать что-то для своей выгоды: от порции мороженого до ценного подарка?

– Да, у детей, живущих в детдоме, встречается очень сильная иждивенческая позиция, поэтому мы сразу очерчиваем границы: наставник – не спонсор, а взрослый друг. 

– …А ребёнок смотрит невинными глазами и просит: «Ну купи, пожалуйста…»

– А наставник отвечает: «Я здесь не для того, чтобы покупать тебе игрушки, а для того, чтобы помочь тебе повзрослеть и научиться зарабатывать». Очень часто дети просят положить им денег на телефон. Тогда наставник спрашивает: «А как ты обычно оплачиваешь телефон?» – «Мне дают 500 рублей в месяц» – «И куда же они делись?» Выясняется, что ребёнок истратил их на какую-то ерунду, на чём разговор заканчивается. Был случай, когда наставник подарил подопечному телефон – я считаю, что это большая ошибка. Мы с ним тогда ругались, потому что тут же началось со всех сторон: «И я хочу». Они же манипуляторы – всё время прощупывают нас. Так что мы все подобные ситуации обсуждаем и проигрываем с психологами.   

Строитель или программист?

Ещё один проект – профессиональная ориентация.

– Наш проект помощи в трудоустройстве глухих и слабо-слышащих ребят выиграл президентский грант, – рассказывает Оксана. – В начале года мы формируем группы, проводим анкетирование, сопоставляем с их характеристиками и потом с октября по май проводим экскурсии: показываем работу строителей, дизайнеров, поваров… 

– В Ростове слабослышащих и глухих мы водим на рабочие места, которые им доступны. Они могут работать программистами, сотрудниками архивов, зубными техниками, работниками торгового зала… Вот мой маникюр – сделала совершенно глухая девочка. Летом она будет учить новеньких, – Оксана демонстрирует ногти, покрытые голубым лаком с затейливым узором. – Первое время мы работаем с сурдопереводчиком, потом они адаптируются: общаются по переписке, во внутренних чатах. У нас в «Ашане» работают семь глухих ребят. В основном это работники торгового зала, которые расставляют товары.

Но есть и кассиры – у них специальные бейджики. 

– Они умеют читать по губам?

– Частично. Это не единственный способ коммуникации. 

– Насколько адекватно дети оценивают свои возможности? Не пишут, что хотят стать банкирами или сниматься в кино?

– Было такое, что глухие ребята писали, что хотят стать лётчиками. Но чаще всего они, напротив, занижают свои способности, также как и дети-сироты.

В профориентационых экскурсиях участвуют не только около ста глухих и слабослышащих детей, но и около трёхсот ребят из детских домов. Они уже побывали в «Ашане», в «Бургер Кинге», на «Ростсельмаше», в «Глории Джинс», в цветочном салоне и в салоне красоты… На экскурсии зовут и наставников – лишний повод пообщаться в новой обстановке. А недавно всей компанией ходили на «Ростов Арену»: управление спорта подарило детям билеты на футбольный матч.

Анна КОЛОБОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин