Наш экономический фронт
Антикризисные меры — попытка спасти российскую экономику, а не контрсанкции Западу
«Запад сбросил маски и начал экономическую войну против России», — заявил замглавы МИДа Сергей Рябков. Он подытожил то, что говорилось на разных уровнях власти и экспертизы: экономическая война началась и продолжается. Судя по всему, это надолго.
Санкции и не совсем контрсанкции
Против России введено более 6 тысяч санкций (данные на 12 марта), следует из международной базы данных по отслеживанию санкций Castellum.ai. Причём 3,6 тысячи были введены после признания ДНР и ЛНР. Это столько же, сколько введено против Ирана за всё время, и меньше, чем у Сирии и Северной Кореи.
Адресаты санкций разнообразны, и о многих мы писали в прошлом номере. Это люди и компании. Их зарубежная собственность. 300 миллиардов золотовалютных резервов России и Центробанка. Определённые отрасли экономики: от нефтегазовой до авиационной.
13 марта «подъехали» свежие решения — в Россию запрещено ввозить огромный список американских товаров, не только предметов роскоши. От алкогольных напитков и табака до керамических изделий и дорожных сумок.
Меры, которые вводятся Россией в ответ, на самом деле не являются контрсанкциями. Это иное.
Например, ограничение на снятие валюты со счетов, при котором можно снять со счёта только 10 тысяч валютных накоплений (остальное в рублях), один из способов снизить падение курса рубля.
Остановка экспорта древесного сырья из России в ЕС — это вряд ли способ отомстить финнам (российская берёзовая фанера составляла 15% соответствующего рынка). Это попытка помочь российским строителям, которые в шоке от 30-50 % роста цен на лес в рознице из-за проблем с логистикой и общей паникой на рынке. Антимонопольщики уже пообещали разобраться с ценовым сговором.
Единственным более-менее похожим на контрсанкции ответом стал перечень ранее ввезённых из-за рубежа товаров, которые теперь нельзя вывозить из России. Он принят 9 марта и будет действовать до конца года. В списке медицинское оборудование, сельхозтехника, станки и вагоны… Более 200 названий тех импортных товаров, без которых невозможно прожить в России.
Что же касается удобрений, то они в итоговый список не вошли. Но есть рекомендация Минпромторга ограничить экспорт из-за того, что привычные экспортёрам иностранные логистические компании фактически приостановили работу в России. Что же касается аммиачной селитры, так её и раньше было запрещено вывозить со 2 февраля по 1 апреля. Таким образом пытались снизить рост цен на удобрения.
В общем, цель большинства сегодняшних экспортных ограничений — не контрсанкционная. Это способ спасти экономику и уберечь её от самого страшного прогноза, дефолтного. Как бы не хотелось называть это слово, о дефолте заговорили не только западные эксперты, понижающие российский экономический рейтинг, но и наши, отечественные. Например, глава Минфина Антон Силуанов.
Прогнозы ЦБ и сахарный ажиотаж
Впрочем, в прогнозе Центробанка, опубликованном на его сайте, о крахе ни слова. Однако хорошего всё равно мало. Аналитики планируют, что инфляция в России составит 20%. Это выше прошлого прогноза на 14,5 п. п. ВВП, в свою очередь, сократится на 8%. При этом средняя ключевая ставка составит 18,9% (напомним, ЦБ уже поднял ключевую ставку до 20%).
В 2023 году инфляция спрогнозирована на уровне 8%, далее снижение до 4,8.
С прогнозируемой инфляцией в 20% стоит пока согласиться. Пока органы статистики дают цифры роста цен первой недели под санкциями, с 26 февраля до 4 марта. Это 2,2%. Казалось бы, немного. Но это число выше показателей в другие стрессовые для российского рубля периоды 2008 и 2014 годов. Стоит ждать дальнейшего роста цен.
Собственно, это и происходит.
В марте Фонд общественного мнения провёл опрос, согласно которому россияне больше всего обратили внимание на рост цен на сахар, молоко и яйца. Также, по мнению трети опрошенных, подорожали хлеб, электротовары, коммунальные услуги и бензин.
Правда, в большинстве российских розничных магазинов цену на сахар сейчас и не увидишь, потому что сам товар пропал с полок. Некоторые предприниматели объясняют этот феномен тем, что поставщики взяли паузу и перестали отгружать сахар оптовым покупателям, таким как пекарни. Их владельцам пришлось вывозить столь необходимый кондитерский ингредиент тележками из розничных магазинов. На полках осталось мало сахара, и уже обычные, розничные, покупатели стали делать запасы.
Однако представители власти с такой версией не согласны. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил в своём телеграм-канале, что всему виной спекулянты, которым «ажиотаж на руку». И предложил вспомнить время в начале пандемии, когда цены на продукты повысились, а потом упали.
При этом он выразил мнение, которое бы поразило аналитиков Центробанка, прогнозирующих инфляцию: «Внешние рынки, стимулирующие рост цен, сократились, поэтому стоимость внутри страны должна уменьшаться не только на металл, но и на другие товары».
Пакеты помощи от государства
Без помощи от государства цены внутри страны не снизятся. Правда, вся поддержка довольно-таки осторожная. Государство не спешит разбрасываться деньгами и освобождением от налогов.
К понедельнику, 14 марта, известно о «двух пакетах» поддерживающих мер. О первом мы писали в предыдущем номере газеты. Второй пакет мер принят 11 марта. Часть уже одобрена.
Регионы получат больше свободы для распоряжения бюджетными средствами. Строительную отрасль поддержат ускорением строительного цикла. Поправки в Налоговый кодекс, освобождающие от налога на проценты по вкладам, будут дорабатываться, но эксперты считают, что они уже почти одобрены.
В Ростовской области также принят план действий для поддержки региональной экономики. Помощь разная, от информационной до финансовой. Список опубликован на сайте правительства с комментарием губернатора. На субсидии для сельского хозяйства выделено «почти 3 млрд рублей», на поддержку малого и среднего бизнеса «запланировано 400 млн», говорит Василий Голубев.
В Краснодарском крае утвердили свой пакет антикризисных мер. Судя по всему, его основная цель – амбициозная: увеличить приток инвестиций в регион. Планируется проработать вопрос создания новых промышленных площадок, бесплатных коворкингов для стартапов. Кубанский бизнес, как и донской, поддержат льготным кредитованием.
Тем временем в правительстве РФ анонсировали третий пакет антикризисных мер. По данным на 14 марта, он будет принят уже на этой неделе. Депутат Госдумы Пётр Толстой назвал его «интересным».
Екатерина ШАПОВАЛОВА