Миллионы, лежащие в навозе
Анатолий КОВАЛЬЧУК, генеральный директор ростовского некоммерческого партнерства «Центр энергосбережения и инновационных технологий», - гость «Делового крестьянина».
- Анатолий Петрович, возглавляемый Вами центр начал реализацию пилотного проекта использования биогаза в сельском хозяйстве. В развитых странах биогаз давно используется и приносит немалые прибыли. А что это даст в наших условиях?
- В год на биогазе только в Ростовской области можно получать 340 миллионов киловатт энергии, 5,3 миллиона тонн биоудобрений, около 450 000 гигакалорий тепла. Электроэнергия, полученная из биогаза, обойдётся хозяйству в 50-70 копеек за киловатт, в то время как сейчас она стоит с НДС более 2 рублей. Стоимость тепловой энергии в нашем варианте - 50 рублей, действующий сейчас тариф - 1000 рублей. Только биоудобрения - они сейчас стоят около 10 000 рублей за тонну - дадут
5 миллиардов рублей. А экологическая составляющая вообще неоценима. Наши самодельные лагуны для навоза - это в редких случаях бетонированные сооружения, большинство же - просто ямы, отравляющие всё вокруг.
- Кто стал участником проекта?
- Мы приглашали все крупные хозяйства области, но откликнулись немногие, в основном из Матвеево-Курганского района - четыре хозяйства, в частности, ООО «Колос», там мы и будем реализовывать пилотный проект. После пуска объекта хозяйство за реализацию Киотского протокола получает 19-20 миллионов рублей в год - за снижение парникового эффекта. До 2012 года это около 70 миллионов. Удобрения в смете затрат остаются, но поскольку хозяйства используют их сами, они достаются им бесплатно. Плюс полностью покрываем потребности в электричестве и тепле.
- Это большое строительство?
- Строительства там немного - фундаменты под оборудование, основное - прокладка сетей и подвод к установкам отходов животноводства.
- Хозяйство с развитым животноводством таким образом может стать и продавцом излишков электроэнергии?
- Конечно. Сейчас поступило задание правительства о корректировке закона об электроэнергетике, где добавляется статья о том, что третьи лица имеют право вхождения в государственную электрическую сеть, чего до этого не было. Но самая главная статья дохода в этом случае - биоудобрения. Мы сейчас, заметьте, не рассматриваем такие статьи как повышение урожайности или устранение риска штрафов за нанесение экологического ущерба, даже без этого окупаемость оборудования - в пределах двух лет.
- По логике вещей, первыми к вам должны постучаться такие животноводческие гиганты, как, например, «Русская свинина». А у хозяйств поменьше есть шанс поучаствовать в этой программе?
- Как раз «Русская свинина» интереса не проявила. Мы писали письмо - даже ответа не получили. Но есть другие перспективные хозяйства - птицефабрика «Задонская» (там три миллиона кур), руководство очень активно занимается этим вопросом. ЗАО «Батайское» - свинокомплекс, в перспективе 100 000 голов - тоже интерес проявило. Варианты оборудования найдутся для хозяйств любого размера, причём для мелких хозяйств оно стоит намного дешевле. Мы дадим рекомендации и по оборудованию, и по подрядчику. А тех, кто сейчас не думает о переработке отходов, заняться ими заставит жизнь. Не только экологический надзор - сельского хозяйства неизбежно коснётся повышение цен на энергоносители. Я удивлён, что минсельхоз области никак не отреагировал на наши предложения разработать областную программу по биогазу. Мы разрабатываем её за свой счёт - она всё равно понадобится. Евросоюз предложил выбрать в России три пилотных региона для того, чтобы за деньги Евросоюза получить программы по снижению выброса парниковых газов.
- Сколько (ориентировочно) может стоить биогаз для небольшого хозяйства?
- Там где выход отходов около тонны в день, а потребителей газа примерно 6 000 семей, оборудование вместе
с проектом и пусконаладкой обойдётся в 2,5-3 миллиона рублей.