«Победа» на быках
В детские свои годы маму без дела я не помню. И чтоб морали нам с братьями читали, рассказывали, что такое хорошо, что такое плохо – такого не было. Трудились родители от зари до зари, ко всем людям с уважением относились, и мы понимали, что так и надо жить.
В этом году мамочке, Раисе Ивановне Емельчевой, исполнилось 90 лет. И лишь теперь, когда уже и я пенсионер, появилось время поговорить, повспоминать.
В семье их было четверо детей. Она – старшая. Отца на фронт не брали по заболеваниям, но он ушёл добровольцем. Не успел даже ни одного письма написать. Когда пришло извещение, что пропал без вести, уговаривали себя: может, живой, может, ещё найдётся. Но в 1943-м вернулся односельчанин, его товарищ, без ноги. Рассказал, что Иван Соловьёв умер у него на руках, в муках – осколком разворотило весь живот. Было это под Харьковом. И только об одном он плакал в последние свои минутки: «Я рос сиротой, теперь и детки мои...»
Раечка с десяти лет с такими же девчонками и мальчишками помогала старшим на работе, а с 1943-го числилась в колхозе уже штатно. Хорошо, конечно, если посылали на кухню, но за работу на быках трудодней ставили больше. Вот и просилась туда, где можно заработать.
– Быки разные попадались, – рассказывает мама. – Некоторые, поднимаешь ярмо, они сами головы просовывают в него. А были такие, которые нарочно отворачивали голову. Хитрые. Оно вроде бы животное, а понимает, что работать придётся. Летом возили воду на быках, в уборку – зерно на ток. Труднее всего приходилось пахать по весне. Погоняешь его, а бык еле ноги переставляет. Когда и вовсе падали в борозду. Мы, дети, не соображаем, что это не упрямство, бьём их палочкой, пытаемся поднять, а они, бедненькие, голодные, сил нет. Поднимется если, и стоит – ни с места. После зимы соломенных крыш в селе уже не оставалось, разбирали всё на корм скоту. И только когда травка покажется, становилось чуть-чуть легче.
Быки ещё долго оставались в хозяйстве тягловой силой. Как-то, это уже и я застал, в шестидесятые годы нашему колхозу «1 Мая» выделили новую легковую машину. По тем временам – «Победа» в селе!.. Сегодня «Роллс-Ройс» рядом не станет. И вот председатель направился с центральной усадьбы во вторую бригаду. Туда-то доехал, а на обратном пути застрял в грязи. Как ни бились с водителем, лошадиных сил машины не хватило выбраться из западни.
Пришлось посылать за быками. Так они, впряжённые в «Победу», и прошествовали от бригады до бригады и через весь жилой посёлок, «подбадриваемые» председательским «добрым» словцом.
Владимир Коршунов
п. Сеятель-Северный, Сальский р-н, Ростовская обл.