Вызовы и возможности

С какими сложностями сталкиваются регионы в развитии креативных пространств?

7 июля в онлайн формате прошло мероприятие Creative Community Days, посвященное взгляду на креативную экономику в межрегиональной парадигме. Организатором выступило экспертное сообщество «Живые города».

Программа мероприятия была очень обширной. Creative Community Days началось со знакомства и нетворкинга в 10 утра и закончилось в 9 вечера чтением стихов. В процессе всего мероприятия спикеры и эксперты дали ответы на такие вопросы: как креативные пространства влияют на развитие территории? как самим разработать концепцию креативного пространства? как запускали свои креативные пространства те, у кого это получилось? как продвигаться и привлекать внимание к существующему креативному пространству?

Самым интересным этапом Creative Community Days стала панельная дискуссия «Вызовы и возможности». Спикеры Игорь Дубинников, Вера Литвиненко, Полина Романова и Наталия Белякова ответили на вопрос, с какими сложностями сталкиваются регионы в развитии креативных пространств.

«Купите дихлофос и проредите своих тараканов»

Первым панельную дискуссию начал основатель экосистемы REALITY ECOsystem и генеральный директор инвестиционного фонда AAA TRUST Игорь Дубинников. Также он является автором программ «300 Спартанцев», «Трамплин в жизнь», «САМОпроектирование» и «САМОопределение».

- Я не совсем пониманию термин «трудность». Без трудностей наша жизнь была бы совсем неинтересна. Но есть среди них совсем ненужные. Основную их массу создают сами люди, которые хотят что-то создать или построить. Например, трудность в виде мэра или губернатора. Поэтому советую таким людям купить дихлофос и проредить своих тараканов.

В прошлом году Игорь стал руководителем креативного пространства «Простор», созданного в ко Дню города Курска в самые кратчайшие сроки и сразу набравшего популярность среди жителей.

- Раньше на месте кластера находился заброшенный цех. И у нас была цель – вдохнуть в этот цех жизнь, сделать так, чтобы здесь появились люди.

И горожане действительно потянулись к новому креативному пространству. По словам Игоря, у них не возникало особых трудностей, потому что они не просили у государства деньги.

- Мы прикурили Курск своим культурным кодом, ведь те, кто приходят первыми, получают самый лакомый кусочек.

Послание от Игоря Дубинникова: перед созданием чего-то нового ответьте семь раз на вопрос «Зачем?».

«Мы не жалуемся, ведь нас поддерживают тысячи людей»

Следующей выступила эксперт Вера Литвиненко, директор ЧУДО «Международный лицей «Ренессанс», а также директор ООО «Центр молодежного инновационного творчества «Ренессанс» в Ставропольском крае.

- Я люблю свое дело независимо от того, как оно называется и есть ли у него финансовая поддержка. Конечно, трудностей не мало. Они есть и с клиентами, и с финансами, и с властью. А все потому, что, например, у руководства имеются одни цели – система отчетности или статистика, а у меня свои. В этом мы не совпадаем, отсюда и проблемы.

Вера является преподавателем уже 30 лет, и за это время она сталкивалась с разными трудностями. В 2019 году лицей выиграл субсидию на оборудование в размере 7 млн рублей. Но спустя полгода пришла проверка от министерства финансов и свела все наши успешные показатели к нулю. Итог – нужно вернуть обратно всю сумму. Но, по словам Веры, возвращать им уже нечего, поэтому остается только бодаться в суде.

- Конечно, в каждой работе есть свои плюсы и минусы. Бывают сложности, но мы берем себя в руки и работаем дальше. Мы не жалуемся, ведь нас поддерживают тысячи людей. Время очень краткосрочно, и за этот маленький срок надо много чего сделать. В первую очередь – сохранить культурные ценности и передать их следующему поколению.

Послание от Веры Литвиненко: не нужно ничего бояться, ведь цель любого сообщества – объединить. А это создаст лучшую мотивацию и поддержку в будущем.

«Мы всегда находимся в поисках себя»

Полина Романова из Иркутска – еще один спикер панельной дискуссии. Полина является продюсером проекта «Новая креативная экономика», а также сопредседателем оргкомитета Creative Community Days.

- Мы всегда находимся в поисках себя, независимо от возраста и места проживания. С 2008 года я начала мыслить по-новому. Зачастую предприниматели, с которыми я работала, не умели довести свою идею до реализации. У них были крутые проекты и хорошие возможности, но не было понимания, как воплотить это в жизнь. Зачастую мы весь свой потенциал сжигаем на стадии идеи.

Тогда Полина столкнулась с понятием креативная экономика. Она начала изучать процессы создания такой экономики, но остановилась на нехватке инструментов для развития креативной индустрии. К решению всех проблем Полина пришла только в 2018 году и за несколько лет сделала большие шаги для получения видимого результата.

- Сейчас мы сотрудничаем со многими организациями. И меня очень удивляют те, которые не умеют взаимодействовать с креативными людьми. Например, на Байкале организации сами выгнали интересных людей, а теперь просят, чтобы мы поделились нашими. На самом деле, такое бывает часто.

По словам Полины, Иркутск – родина креативных людей. Поэтому она со своей командой делает все, чтобы этих людей удержать. А чтобы это сделать, надо научиться правильно взаимодействовать.

Послание от Полины Романовой: после ответа на вопрос «зачем?», ответьте на вопрос «с кем?», потому что всем очень важна поддержка друг друга.

«Публичность – главный секрет успеха»

Итоги дискуссии подвела Наталия Белякова, старший научный сотрудник Центра территориального и городского развития РАНХиГС. По словам Наталии, цель сообществ – это не просто создать креативное пространство, а сделать так, чтобы там были люди.

- Всегда нужно начинать с маленьких побед. Не надо сразу строить большой кластер. Пусть поначалу здание будет заброшено или ты будешь строить его с нуля. Нужно двигаться этапами и постепенно развивать креативное пространство.

Наталия в своем выступлении выделила факторы, на которые нужно обращать внимание при создании кластеров. Во-первых, это фокус, который каждое сообщество должно для себя выбрать. Во-вторых, гибкие сообщества. Нужно понимать, что вместе люди могут намного больше, чем по отдельности. Не менее важное – аналитика. Именно она убеждает власть в жизнеспособности твоего проекта. Перед тем, как создать проект, нужно все проанализировать. Возможно, ваше будущее пространство уже формирует туристический поток. Еще одним важным пунктом является публичность.

- Публичность – главный секрет успеха. Вот живой пример: Валентина Кобзарь является заместителем главы администрации города Уварово Тамбовской области. Благодаря ей Уварово называют вишневой столицей России уже 10 лет. А в 2019 году на престижном конкурсе в Воронеже город подтвердил свое звание.

По словам Наталии, Валентина – человек-таран. Единственное, что она еще не делала в своей жизни, так это не продавала вишню на своей странице в «Тиктоке». А совсем недавно она анонсировала ремесленное пространство.

Послание от Наталии Беляковой: нужно всегда верить в то, что все усилия были сделаны не зря.

Ангелина ЧЕПКО

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество