В шаге от «золотого укола»

История бывшего наркозависимого

Среди дождливых дней именно этот выдался теплым и солнечным. Встреча с нашим героем как раз состоится сегодня. Что мы знаем о нем? Это высокий и статный молодой человек с ярко-голубыми глазами. Его зовут Александр, родился и жил в Краснодаре до пятнадцати лет. Сейчас ему 20, и за последние годы он прошел полный курс избавления от наркотической зависимости.

- Есть достаточно распространенное мнение, что наркотики вызывают скорее психологическую зависимость, нежели физическую. Ты согласен с этим?

- Единственной причины, почему человек приходит к этому, нет. Нужно изучать каждый случай отдельно. А взять и сказать, что у всех происходит так «потому что» - невозможно. Бывает семья неблагополучная, бывает генетическая предрасположенность, у кого-то в семье все хорошо в плане внимания, финансов и духовности, а человек попробовал один раз и втянулся.

- В твоем случае что стало причиной?

- Так сразу и не скажу. Я был трудным подростком. Из той категории, которые сегодня-завтра что-нибудь сделают или нарушат. Мама занималась моим образованием, а я не понимал, зачем мне это нужно. Хотелось делать то, что мне интересно, гулять и все остальное. Шесть лет я учился в школе, обычной общеобразовательной, но с уклоном на церковные, духовные предметы, такие как основы православной культуры, церковно-славянский язык и так далее. Мама моя глубоко верующий человек. И вот с самого детства у меня шло какое-то отторжение всего духовного. Я был своего рода испытанием для своей мамы, потому что хулил Бога, хулил церковь, все, что связано с этим.

- А как мама реагировала на твое непринятие веры?

- Она принимала это с миром, как испытание в своей жизни, для укрепления своей веры. Сама православная вера подразумевает свободу выбора, свободу веры человека.

- Как появилась твоя зависимость?

- Мне кажется, я был подвержен зависимостям всю жизнь. В детстве я любил собирать и коллекционировать различные карточки. Это делают многие, но я доходил до сумасшедшего азарта в этом, прям серьезная лудомания. Потом это перешло в компьютерные игры. Я, можно сказать, жил в них. К слову, у меня есть брат. Мы с ним с детства не особо общались. И в один момент он ушел в виртуальный мир, а я пошел на улицу.

- Расскажи, знал ли ты что-то про наркотики на тот момент?

- Я знал, что они существуют. Знал, что это приносит тысячекратное удовольствие. Для меня это было как-то романтизировано: приятно, хорошо и ничего за это не будет. Какие-то порошочки, таблеточки, меняют настроение человеку. Но то, что они под собой подразумевают, какие последствия и как придется за это расплачиваться, никто не рассказал и никто не предупредил.

- Итак, как и когда первый раз ты попробовал наркотики?

- Это были летние каникулы. Я уже учился в другой школе. Мы переходили в 8 класс. Хотелось развлекаться, проводить время с друзьями и знакомыми. Но простые прогулки уже не приносили такого удовольствия. И товарищ мой говорит: «Надо по-любому попробовать наркотики». Меня это так воодушевило, я согласился.

Мы нашли еще одного парня из параллели, с которым раньше выпивали, курили. Он свел нас с человеком, который употребляет, — местный заядлый наркоман. Помню этот день как вчера, ведь он изменил мою жизнь.

У нас было 500 рублей, конечно, мы ничего не нашли за такие деньги. И этот наркоман решил показать нам другой способ. Мы долго ходили за ним, пока не пришли за какие-то гаражи, где он нашел небольшой сверток, размером, наверное, с ноготь на большом пальце. Внутри находился белый пакетик. Это был синтетический наркотик. «То, что вы хотели», - сказал нам наркоман. Он же и показал, как его употреблять.

- Какие были ощущения?

- Мерзопакостный химический вкус в горле, резко наступает большая сухость и слизистая пересыхает. Потом все немного замедляется, ты будто находишься в стеклянном куполе. Далекие звуки почти не слышно, а близкие ты слышишь в 15 раз громче обычного. Начинают обостряться все чувства. Краски становятся ярче, но только когда пробуешь первый раз. Кружится голова, становится очень тепло. Тебе хочется общаться с людьми и сделать им что-то хорошее. Будто попал в другую галактику. Первый раз это состояние длится минут 20. Дальше проходит минут за пять. Чем дольше ты употребляешь, тем короче становится удовольствие.

А затем наступает то, о чем редко говорят: после удовольствия тебя настигает страх, резко. Какое-то неестественное состояние ужаса. Начинается дрожь по всему телу. Не можешь сидеть на месте, будто обвисает все тело. Это меня тогда и насторожило.

- Если тебя это насторожило, почему ты решился попробовать еще раз?

- Нашему мозгу свойственно забывать моменты, когда было страшно, и помнить, когда было хорошо - так, как еще никогда в жизни. Мозг ищет удовольствие, ищет радость в повседневной жизни. И вот человек проживает обычную жизнь — школа, работа, семья, - проживает ее по шкале удовольствия на 4 из 10. Есть у человека увлечения, хобби, кружки, он сходил туда или, может, фильм посмотрел захватывающий, и уровень его удовольствия поднялся на 5 или 6 из 10. А потом опять опускается на 4. Но человек продолжает смотреть фильмы или заниматься любимым делом, и периодически уровень его удовольствия поднимается. А когда человек употребляет наркотик, его шкала в мгновение поднимается до 100 из 10. И мозг запоминает это удовольствие, в психике происходит нарушение. Потому что в повседневной жизни ничто больше не будет доставлять такой радости. И шесть, а тем более четыре, тебя уже не устраивают.

День, когда я употребил, разделил жизнь на до и после. Я проснулся грустным. Мир для меня стал казаться серым. Ничего не радовало и ничего не хотелось, кроме как повторить тот опыт.

- Сколько ты употреблял наркотики?

- До девятого класса. Где-то год-полтора, получается. Изо дня в день, бывало несколько раз в сутки. Я жил в системе.

- Кто первый в окружении понял, что ты зависим от наркотиков?

- Мама. У меня резко пропал аппетит, была бессонница. Я похудел. На наркотиках ты можешь ни есть, ни спать пять суток, просто пить воду, употреблять и ходить по городу в поисках закладок. Мама расспрашивала, что со мной происходит. И каждый раз приходилось придумывать отговорки, чтобы она успокоилась. Но, думаю, она до последнего в это не верила.

- Что самое страшное произошло за время употребления?

- Был один толчок, из-за которого я все и рассказал маме. Нас однажды приняли с пятью граммами соли. (Чтоб вы понимали, 0,2 грамма считается особо крупным размером.) Тем летом мы продавали наркотики. На нас вышли оперативники. Задержали. Привезли в участок, разговаривали, как с животными, били.

И самое страшное - позвонили домой и рассказали всю ситуацию. У нас не обеспеченная семья была. Пришла мама, вся в слезах. Встала на колени перед оперуполномоченным, говорит: «У меня есть последние две тысячи, пожалуйста, отпустите его, освободите». Такой грязью и сволочью себя почувствовал в тот момент...

К сожалению, тогда я не смог остановиться. Через трое суток пошел искать дозу.

- Когда ты понял, что достиг точки невозврата, что уже не сможешь выбраться самостоятельно из этого состояния?

- Когда начал колоться. Героином, солью. Сначала я презирал таких людей. Но потом в моем окружении начали употреблять наркотики инъекционно. И тот наш давний знакомый тоже перешел на шприц. Он же и подбил. Да, эффект в разы сильнее. Но длится секунд 15, а последствия ужасные. Через месяц начинается шизофрения. Тебе может казаться, что за тобой следят, хотят подкинуть наркотики и посадить. И если ты продолжаешь употреблять, эти два состояния сменяют друг друга. Я так месяцев девять с ума сходил.

У меня до последнего не было понимания, что наркотики - это безвозвратно. Мне пытались объяснить многие взрослые люди. Но как-то в уши влетало и вылетало.

Я начал сам читать про наркоманию и в каждом слове видел себя и свою жизнь. Она стала как замкнутый круг: день употребляешь, потом пьешь мамины снотворные, засыпаешь, а потом все по новой. Ты просто уже не можешь не употреблять. Я смотрел на себя в зеркало и все понимал: стоит скелет 50-килограммовый, ребра торчат, синяки под глазами. Я в жизни не испытывал большего ужаса и страха, будто ощущал приближающуюся кончину.

Выходил на лестничную клетку, начинал колоться - и не мог попасть в вену, потому что каждый звук отвлекает и пугает. У меня не было денег на новые шприцы и приходилось промывать иглу от застывшей крови. В этот момент я чувствовал холодок смерти на своей коже.

-Как ты в итоге попал в реабилитационный центр?

- Товарищ, тот самый заядлый наркоман, увидев меня в зеркале, заплакал. Он сказал: «Сань, я никогда не хотел, чтобы все так закончилось. Что твоя жизнь так оборвется и по моей вине».

Был еще один момент, который подтолкнул меня признать проблему. В 2017 году резко возросли смерти среди подростков. Тогда так даже модно было. Все думали о смерти и депрессиях. И мне захотелось закончить жизнь «золотым уколом». Это довольно распространенный способ среди наркозависимых. Человек испытывает самое большое удовольствие в жизни и умирает. Потому что становилось все хуже и хуже. И уже самим с собой жить невозможно. Я не видел другого выхода. Ты живешь будто во мраке и не знаешь, куда деться.

Тогда в комнате висели иконы. Я посмотрел на икону спасителя, глаза в глаза, и почувствовал живой, проницательный взгляд - будто меня и мою жизненную ситуацию понимают. Пришло осознание, что спасение есть. Позвал бабушку и маму, показал вены и все рассказал.

После этого пролежал полмесяца в наркологии, мне делали капельницы, но это не помогло. Оттуда я вышел с желанием встретиться с ребятами и загулять. Однако дома меня уже ждали. Это был директор реабилитационного центра в Ростове. Так меня туда и забрали.

- Как проходила твоя реабилитация?

- Сначала сказали, что нужно уехать туда на месяц. Я не хотел: и так полмесяца лежал под капельницами, а теперь и вовсе нужно уезжать от друзей и семьи. Но смирился. В центре мы жили по расписанию. Там нет свободного времени. Был упор на церковь и религию. Самая любимая часть дня - спортзал и сон, конечно же.

Спустя месяц говорят: «Тебе нужно остаться еще на месяц». А мне 16 лет, мальчишка. Хочется домой. Я чуть поплакал, но смирился. И потом еще на месяц оставили. И да, только на третий месяц приходит осознание: чтобы избавиться от зависимости, нужно сменить полностью круг общения и обстановку.

Первый год жил в центре, затем началась социализация, также под руководством центра. И сейчас я остался работать там и помогать другим людям. Это мой осознанный выбор.

-Чем конкретно ты занимаешься в центре?

- Разговариваю с людьми, показываю своим примером, что со всем можно справиться, что не бывает безвыходных ситуаций. Также центр помогает городу в борьбе с наркотиками, проводим акции разные. В школы и колледжи приезжаю, рассказываю свою историю, чтобы молодое поколение не повторяло моих ошибок.

***

Сейчас Александр заканчивает одиннадцатый класс, получает аттестат. В дальнейшем хотел бы обучиться специальности, связанной с психологией. В центре он начал заниматься спортом, готовится к соревнованиям, нацелен стать профессиональным борцом ММА. А главная мечта — создать что-то новое для общества и человека, чтобы это было вирусным, как Tik-tok, но приносило пользу людям.

Ксения КАСЫМОВСКАЯ

Фото из архива реабилитационного центра «Ростов без наркотиков»

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество