«Наловчимся на “Магните” и пойдём дальше»

Кооператив позволяет даже малоземельным огородникам попасть в торговую сеть

Сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Кубанское поле» овощеводческого направления был создан в хуторе Казаче-Малёваный Кореновского района Краснодарского края осенью 2017 года. Объединив малоземельных фермеров региона, он за минувшие неполные четыре года добился многого. Достаточно сказать, что сегодня продукция «Кубанского поля» представлена на полках известной торговой сети «Магнит». Ни одному из 20 овощеводов, поставляющих свой урожай на базу кооператива, в одиночку такую задачу было бы не решить. Ведь их огороды часто не превышают 10-15 га. Да и общая земельная площадь членов СССПК немногим больше 200 га. Тем не менее кооператив из года в год заметно наращивает поставки овощной продукции в торговлю. 

– Планомерно расширяем рынок сбыта, – рассказывает председатель кооператива Елена Григорьева. – В денежном выражении валовой объём в первый год был 12 млн, во второй 27 млн, в прошлом году продали продукции уже на 45 млн. 

В «Магнит» СССПК вошёл сперва только с морковью. Теперь поставляет туда и редис, и тыкву, и редьку. А вообще ассортимент овощной продукции «Кубанского поля» насчитывает более 30 наименований, в числе которых репа, капуста, кукуруза, перец, салат, сельдерей и другие. 
Как известно, путь в торговую сеть лежит через сортировку, чистку, хранение, фасовку. Соответствующее оборудование стоит значительных денег. Отдельному малому КФХ оно не по карману. А кооперативу досталось по гранту. 

– Мы получили грант размером в 25 млн и потратили его на строительство цеха доработки, – поясняет председатель СССПК. – Позднее купили ещё погрузчик, 50% стоимости которого нам вернуло государство. 
Так что теперь «Кубанское поле» располагает базой площадью 1500 квадратных метров с современными холодильными камерами и линией мойки и упаковки производительностью 10 тонн в час. Здесь моют, шлифуют, взвешивают, пакуют овощи в соответствии с требованиями покупателей и торговой сети, оформляют сопроводительные документы для партий продукции – декларации соответствия, протоколы лабораторных испытаний, карантинные сертификаты. Благодаря надёжному хранилищу кооператив обеспечивает фактически круглогодичные поставки овощей в торговую сеть.

– Недавно мы начали сотрудничать с фермерами Крыма, – развивает тему Елена Григорьева. – У них овощи начинают созревать примерно на две недели раньше, чем у нас. Планируем сотрудничать с ними по редису, моркови, помидорам. 

В свою очередь, кубанские фермеры тоже стремятся раздвинуть рамки овощного конвейера за счёт получения двух урожаев в сезон. Длинное южное лето создаёт для этого благоприятные условия. К примеру, рядом с базой кооператива вторым урожаем выращивают редьку. Правда, делают это не каждый год, чтобы не перегрузить почву и не навредить ей, как пояснила Елена Николаевна.
Но самым главным для успешной работы сельхозкооператива с сетями председатель считает надёжную команду, к которой относит всех членов СССПК «Кубанское поле». 

– Рабочие моменты с сетью регулируем в процессе переговоров, – отмечает Елена Григорьева. – Главное же в работе с сетью – надёжная команда. Чтобы в сложный момент не разбежались с корабля. Сети научат нас всех работать. Если у тебя хорошая команда и поддержка власти, то все остальные проблемы решаемы. 

Любопытно, что входящие в сельхозкооператив фермеры сами решают, куда продать выращенный урожай. То есть часть продукции они поставляют на сторону, если понимают, что это выгодно. Тем не менее их привязка к кооперативу остаётся достаточно прочной, поскольку, как говорит Григорьева, «каждый фермер понимает, что кооператив – это работа в долгую, а остальные покупатели случайные, разовые». Среди преимуществ СССПК – отсутствие ограничений по объёмам поставок овощей из фермерских хозяйств. 

Прочно вставший на ноги кооператив нацелен на развитие. Каждый год входящие в его состав фермеры формируют планы инвестиций. Покупка погрузчика – один из таких примеров. Договорились, собрали нужную сумму, вложились. Теперь хотят заняться овощной переработкой, освоить пути на полки других торговых сетей.

– Наловчимся на «Магните» и пойдём дальше, – обозначила перспективу Елена Григорьева.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Растениеводство
Газета: Газета Крестьянин