Чтобы школьники не травились
Представители ОНФ предложили пять шагов к безопасному питанию
Некачественное питание и отравления в школах – насущная проблема не только для родителей школьников, но и для ведомственных органов, которые отвечают за здоровье детей: Минпросвещения, Роспотребнадзора и других. По статистике Общероссийского народного фронта, только за этот учебный год на их горячую линию «Школьный завтрак» поступило больше 6,5 тыс. родительских обращений из 32 регионов. Роспотребнадзор рассмотрел почти все, и в половине случаев претензии со школьным питанием были обоснованными. Так, в Красноярском крае из-за массового отравления школьников возбудили целый ряд уголовных дел.
Эксперты ОНФ считают, чтобы свести к минимуму число таких случаев, нужны особые меры, и предлагают систему пяти шагов.
Первое. Нужно обеспечить доступ директоров школ к оперативной проверке качества продукции в лаборатории.
Валерий Алексеев, руководитель бюро расследований ОНФ, отмечает, что зачастую подтвердить отравления сложно: «У школ, как правило, нет денег, чтобы оперативно отправить продукты в лабораторию, а родители часто не доходят до врача и не фиксируют отравления. В итоге проводится проверка специалистами Роспотребнадзора, иногда выявляются недоработки, но не относящиеся непосредственно к отравлениям. Необходимо выделять финансирование на проверку качества продукции». Так, региональное отделение ОНФ в Новосибирской области в 2018 году добилось, чтобы продукты питания, которые доставляют в учебные заведения, можно было проверить в независимой лаборатории за счёт финансирования из бюджета города.
Второе. Желательно определить порядок реагирования на отравления, чтобы Минпросвещения, Минздрав, руководство школы, муниципалитета и Роспотребнадзор мгновенно обменивались информацией.
По словам Дмитрия Глушко, первого замминистра просвещения России, организовать бесплатное и, главное, безопасное питание в огромной стране – «сложная задача», но министерство «старается свести риски на нет». Сейчас оно разрабатывает рекомендации, как правильно организовать этот процесс, и, если отравления всё же происходят, вмешивается в ситуацию основательно. «Причины таких инцидентов самые разные: недобросовестность поставщиков продукции, нарушения при транспортировке и хранении пищи, её приготовлении, заболевания сотрудников столовых. Есть случаи, когда виновником происшествия стали предприятия, загрязняющие водоёмы, откуда берётся вода для приготовления еды», – продолжает Дмитрий Глушко.
Третье. Необходимо ужесточить ответственность компаний-поставщиков. Это можно сделать, введя типовой контракт с чёткими условиями. «Мы проанализировали контракты по школам, в которых зафиксированы отравления. Например, в случае с красноярскими отравлениями для допуска к участию в конкурсе содержались только требования по отсутствию в реестре недобросовестных поставщиков и наличию в аренде склада площади не менее 500 квадратных метров. Причём в конце концов у двух из трёх операторов питания – победителей конкурсов такого склада не оказалось», – рассказывает президент АНО «Институт отраслевого питания» Владимир Чернигов. По его мнению, нужно, чтобы в федеральных законах были единые критерии для всех, кто будет участвовать в конкурсе на оказание услуг питания в школах, и чтобы у участника обязательно был опыт работы в этой сфере.
Четвёртое. Надо проанализировать данные Россельхознадзора по всей сети школьного питания и обязать территориальные органы этого ведомства поставить цепочку поставок в школы на автоматизированный контроль.
Ещё с 2019 года школы начали использовать систему Россельхознадзора «Меркурий», благодаря которой видно движение продукции от поля до школьной тарелки. Иначе говоря, система позволяет выявить недобросовестных поставщиков продуктов. Юлия Белехова, глава регионального исполкома ОНФ в Московской области и многодетная мама, убеждена, что такая проверка должна стать «золотым стандартом» и вся информация о продукции, которая поступает в школы, должна быть видна Роспотребнадзору и прокуратуре. А он в свою очередь могли бы оперативно проверить саму компанию, если лаборатория подтвердит, что её продукция оказалась некачественной.
Пятое. Необходимо ограничить объёмы рынка, который занимает единственный поставщик питания.
«В период резкого подъёма заболеваемости коронавирусом у нас были сигналы, как в школе переставали кормить детей, потому что персонал уходил на больничный. Заболеть может любой. Когда повар работает один, в городе только один поставщик и цех закрывается на карантин, то фактически все школы остаются без питания. Поэтому необходимо продумать максимально допустимый размер рынка, занимаемый единственным поставщиком», – говорит Валерий Алексеев. Он подчёркивает, что если это невозможно, в ход должен пойти оперативный план, что делать поставщику, если у него неполадки на производстве. Такой же план должен быть и у органов управления образования в регионе и муниципалитете.
Эти предложения ОНФ направил в Министерство просвещения и Роспотребнадзор. Их обсудят 8 и 9 апреля на Всероссийском семинаре-совещании по обеспечению качества и безопасности школьного питания.
Маргарита Шеховцова