Сделать операцию – и забыть
Попасть на лечение в ростовский НМИЦ онкологии теперь можно без направления
4 февраля – Всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями. Каждый год в этот день директор ростовского Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) онкологии (бывший онкоинститут) Олег Кит рассказывает журналистам о новостях с онкологического фронта.
– Много лет в России, и не только, смертность от злокачественных новообразований прочно удерживает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Практически нет ни одной семьи в нашей стране, которой бы не коснулась эта проблема. И, вне всякого сомнения, чем сильней будет увеличиваться продолжительность жизни, тем большее количество случаев онкологических заболеваний мы будем выявлять. Но сегодня около 90% из них поддаются лечению на ранних стадиях. Именно выявление опухолей на I-II стадиях – главная задача врачей-онкологов, – сказал во вступительном слове доктор медицинских наук профессор член-корреспондент РАН Олег Кит.
По его словам, у онкологов – свой календарь. Так, в мае, когда начинает припекать солнце, отмечают так называемые дни меланомы. Для женщин в октябре проходят дни борьбы с раком молочной железы, а мужчинам отведён целый месяц диагностики рака предстательной железы – ноябрь. И это приносит свои результаты.
А вот февраль – особый месяц:
– Ростовский НМИЦ онкологии объявляет февраль месяцем профилактики онкозаболеваний, – говорит Олег Кит. – В феврале наш центр специально для работающих пациентов продлил время приёма самых востребованных специалистов до 19:30. Приём ведут: онкодерматолог (это наиболее популярная в нашем регионе специальность), онкоуролог, онкогинеколог, абдоминальный онколог, торакальный онколог, нейрохирург, онкомаммолог. Начало приёма – с 8 часов; нужна предварительная запись через интернет или по телефону: 8 (800) 250-37-40 (это колл-центр нашего центра). Кроме того, в последние несколько лет мы организовали субботние приёмы для населения.
В феврале по субботам будут принимать ведущие специалисты нашего центра: заведующие отделениями, доктора наук и профессора.
Чем аукнется пандемия
– Год назад институт стал Национальным медицинским исследовательским центром. Таких онкологических центров в России всего четыре: два в Москве, один в Санкт-Петербурге и наш. Теперь мы официально руководим онкологической службой ЮФО. У нас появился свой организационно-аналитический отдел, специалисты которого выезжают в регионы для проверок и методического руководства, – продолжает Олег Кит.
Полная статистика за 2020 год появится только в марте. А пока что за одиннадцать месяцев показатели таковы: в 2020 г. в ЮФО зарегистрировано 58 466 новых случаев злокачественных новообразований. На учёте стоит более 500 тысяч человек, или 3% населения округа. Правда, из-за пандемии ограничили профосмотры и диспансеризацию. Медики ещё не знают, чем это аукнется в будущем и сколько пациентов с запущенными стадиями болезни у них появится.
Самыми распространёнными онкозаболеваниями у женщин в ЮФО являются рак молочной железы, рак кожи и рак тела матки. У мужчин – рак лёгких, рак предстательной железы и рак кожи. Последнее вполне объяснимо, поскольку мы живём на юге России, в условиях активного солнечного излучения, и не всегда используем защитные средства.
– Пандемия сильно изменила работу центра и других онкоучреждений, но должен сказать, что ни одно из них не было закрыто, – отмечает директор НМИЦ. – Был карантин в Краснодарском онкодиспансере, где закрывалось несколько отделений. В нашем центре были закрыты два отделения на две недели. Но в целом служба не простаивала и плановая помощь оказывалась. И главное, ковид не сильно изменил один из самых существенных показателей: раннюю выявляемость злокачественных новообразований: в 2020 году – 57,5%, в 2019 году – 57,9%.
По словам Олега Ивановича, 2021 год для центра – юбилейный: 90 лет со дня образования. Его основатель – выдающийся учёный Пётр Бухман – переехал из Санкт-Петербурга на работу в Варшавский университет, обосновавшийся в Ростове в начале прошлого века. Открытие Краевого рентгено-радиологического онкологического научно-исследовательского института состоялось 1 января 1931 года.
– Я очень надеюсь, что по мере отмены ковидных ограничений мы сможем отпраздновать это событие не онлайн, а в формате живого общения, – говорит Олег Кит.
А ещё за прошедший год НМИЦ онкологии обзавёлся новым логотипом. Маленький человек за микроскопом – лёгкий намёк на роденовского «Мыслителя» – символизирует науку, которая неотделима от клиники и служит на благо людей.
Направление не нужно
– Что изменил для вас прошедший год?
– Мы не знаем, как долго продлится пандемия. Поэтому мы начали жить и работать по-новому. Например, стали применять новые схемы лечения онкобольных, перенёсших коронавирусную инфекцию.
– Пандемия свела на нет личные контакты. Как вы общаетесь с зарубежными коллегами?
– Так же, как мы общаемся с вами – с помощью интернета. Конечно, видеоконференция не заменит живого общения, эмоций, которые мы испытываем при этом. Но по сути ничего не изменилось: мы по-прежнему общаемся с крупнейшими европейскими и американскими клиниками и онкологическими сообществами – онлайн. Иногда – просто из своих кабинетов.
– Правда ли, что в федеральное медучреждение, такое, как ваше, теперь может обращаться каждый житель с местной пропиской и полисом ОМС?
– Сегодня в РФ практически закончена работа над новым порядком оказания онкологичской помощи. Ещё в прошлом году для поступления в федеральное учреждение, в том числе для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, требовалась пресловутая справка 057-у, которую было крайне сложно получить в поликлинике. Но с этого года изменился порядок финансирования. Сегодня если у человека есть пакет документов, подтверждающих диагноз, он может прийти к нам на консультацию и получить лечение – у нас или в другом медучреждении федерального либо иного уровня. Направление для этого не нужно, и путь пациента в наш центр стал гораздо короче.
Засечь опухоль в самом начале
– Появились ли новые способы раннего выявления заболеваний?
– Да. В основном они связаны с совершенствованием медицинской техники: томографов, маммографов. Это ПЭТ-диагностика (разновидность томографического исследования. – Прим. авт.). В прошлом году мы впервые на юге России стали применять так называемую фьюжн-биопсию предстательной железы у мужчин, которая позволяет определять опухоли минимальных размеров.
– Какие новые операции вы освоили?
– В прошлом году мы впервые в России применили аппарат экстракорпоральной оксигенации, который насыщает кислородом кровь у больных с тяжёлыми опухолями лёгкого. Таким образом у нас появилась возможность для проведения операций больным с тяжёлыми сопутствующими патологиями: раньше им приходилось отказывать.
– Везде жалуются на нехватку медиков. Есть ли у вас дефицит специалистов?
– У нас в центре дефицита врачей нет. И есть очередь из среднего и младшего медперсонала. Но, к сожалению, в онкослужбе в целом такая проблема есть. Мы пытаемся её решить – не скажу, что с большим успехом. Но наш центр является учебной базой и площадкой по аккредитации врачей-онкологов – делаем что можем.
– Привлекаете ли вы иностранных специалистов?
– Нет, не привлекаем. Нет таких медицинских манипуляций, которые бы делали в Европе и не делают у нас. А вот пациенты из ближнего и дальнего зарубежья к нам приезжают.
– Можно ли вылечиться от рака полностью? На 100%? Сделать операцию – и забыть?
– Конечно, можно. Люди, поборовшие болезнь, стараются вычеркнуть это время из своей жизни. Но, конечно же, в течение первых пяти лет им необходимо наблюдаться у онколога. А потом проходить диспансеризацию – как всем.
Анна КОЛОБОВА