Врачи не той категории
Донской минздрав объяснил невыплаты медикам по программе «Земский врач» маленькой квотой
Федеральные программы «Земский врач» и «Земский доктор» в Ростовской области под угрозой срыва. О факте невыплаты шестерым новым специалистам, устроившимся на работу в Азовскую районную больницу села
Самарское в 2020 году, газета «Крестьянин» рассказала в номере 4 от 27 января. После публикации губернатор Василий Голубев обещал, что он разберётся в ситуации, а представители министерства здравоохранения приедут в больницу, чтобы на месте найти решение проблемы. Между тем два фельдшера скорой помощи уволились, не дождавшись положенных им по закону выплат.
Азовская районная больница в селе Самарском обслуживает порядка 30 тысяч человек. Самый дальний участок, на который приходится добираться скорой помощи, — более чем за 60 км по грунтовке. По штатному расписанию при такой нагрузке положено 10 фельдшеров. Было восемь медиков, сейчас работают шесть, а в перспективе останется всего пять.
Два фельдшера, о которых мы рассказывали в прошлой публикации, Наталья и Станислав Лошкобановы, уволились, не дождавшись выплат от государства. Им предложили работу в Краснодарском крае с гарантией выплат по федеральным программам. Почему Ростовская область не может обеспечить этих гарантий — остаётся для медиков открытым вопросом.
В беседе с корреспондентом «Крестьянин» министр здравоохранения области Юрий Кобзев назвал в качестве причины отказа в выплатах поздний срок подачи заявки от больницы, в сентябре. Однако первая заявка была подана руководством больницы в минздрав 26 февраля (в редакции имеется копия запроса). Потом подавали ещё трижды и ни на одну не получили ответа.
Сотрудники больницы говорят, что ещё один фельдшер также собирается подать увольнительную в ближайшее время. Ведь главное, что стимулирует работать в сельских больницах, – это обещанные государством 500 тысяч рублей для фельдшеров и миллион для врачей.
В защиту медиков выступил депутат Заксобрания Ростовской области Сергей Косинов, он отправил запрос в региональное министерство здравоохранения и на днях получил ответ.
Вот как ведомство объяснило причину невыплат:
«С 2020 года действующим законодательством предусмотрено разграничение сельских территорий по принципу «удалённости и труднодоступности», в связи с чем получатели единовременных компенсационных выплат (врачи и фельдшеры) были разделены по двум категориям: прибывшие на работу в «удалённые и труднодоступные» сельские территории; прибывшие на работу в сельские территории, не относящиеся к удалённым и труднодоступным, а также в города до 50 тыс. человек. Для врачей и фельдшеров удалённых и труднодоступных территорий были установлены увеличенные единовременные компенсационные выплаты в размере 1,5 млн рублей и 750 тыс. рублей соответственно.
В соответствии с постановлением правительства Ростовской области от 27.04.2020 № 398 «Об утверждении Перечня удалённых и труднодоступных территорий» Азовский, Аксайский и Мясниковский районы в данный перечень не включены.
В 2020 году Министерством здравоохранения Российской Федерации была установлена квота для Ростовской области на предоставление единовременной компенсационной выплаты только пяти врачам и трём фельдшерам из городов с населением до 50 тыс. человек и сельских районов, не относящихся к удалённым и труднодоступным (плановая квота от 21.11.2019). Согласно уточнённой квоте от 24.11.2020, количество получателей единовременной компенсационной выплаты из малонаселённых городов и сельских районов, не относящихся к удалённым и труднодоступным, составило всего 15 врачей и 4 фельдшера.
Вместе с тем на указанную категорию квоты претендовали заявки из 16 муниципальных организаций Ростовской области, расположенных в малонаселённых городах: 2 МБУЗ ЦГБ (г. Донецк, Зверево) и 10 МБУЗ ЦРБ (Белокалитвинский, Зерноградский, Константиновский, Красносулинский, Миллеровский, Морозовский, Пролетарский, Сальский, Семикаракорский и Цимлянский районы), а также расположенных в сельских районах, не относящихся к удалённым и труднодоступным: 3 МБУЗ ЦРБ (Мясниковский, Азовский и Аксайский районы) и МБУЗ «Районная больница» Азовского района.
В связи с очень маленькой квотой на 2020 год, предусмотренной для малонаселённых городов и сельских районов, не относящихся к удалённым и труднодоступным, ни одна из врачебных и фельд-шерских вакантных должностей из заявки МБУЗ «Районная больница» Азовского района, к сожалению, не была включена в приказ министерства здравоохранения Ростовской области от 05.06.2020 №165-лк «Об утверждении программного реестра должностей».
Программный реестр должностей утверждён на основании решения уполномоченной комиссии минздрава Ростовской области, рассмотревшей в 2020 году 237 заявок из 46 медицинских организаций, содержащих около 700 вакантных должностей на внесение каждой из них в программный реестр.
В 2021 году для Ростовской области предусмотрено осуществление единовременных компенсационных выплат всего 110 медицинским работникам, в том числе 76 врачам и 34 фельдшерам, из них только 14 врачам и 5 фельдшерам из малонаселённых городов и сельских районов, не относящихся к удалённым и труднодоступным.
Далее министр здравоохранения Юрий Кобзев сообщает, что медики, прибывшие на работу в 2020 году и не получившие законных выплат, не могут претендовать на выплаты в 2021 году — также «согласно действующему законодательству». И уточняет, что «в части оказания социальной поддержки медицинским работникам единовременные компенсационные выплаты могут быть предоставлены из средств бюджетов муниципальных образований».
Депутат Сергей Косинов выразил недоумение по поводу такого ответа: «На всех уровнях заявляем, что врачей нет. А потом находим и говорим: извините, квоты нет. Я обращаюсь к губернатору. Василий Юрьевич, нужна жёсткая реакция на такое положение дел, срочно надо вмешаться и поломать эту бюрократическую машину. Иначе завтра лечить вообще некому будет».
Следует отметить, что отказы медикам по причине дефицита средств, нехватки квот случались во многих регионах страны. Но 9 декабря 2019 г. Верховный суд РФ выпустил Определение № 72-КГ19-5, в котором указал, что это незаконно. Видимо, в обход этого определения кто-то из чиновников придумал делить медиков на категории – как будто бывают люди первого и второго сорта. Поскольку программы «Земский врач» и «Земский фельдшер» на 87% финансируются из федерального бюджета и лишь на 13% из областного, редакция адресовала запрос в федеральное министерство здравоохранения с просьбой прокомментировать, насколько законно такое разделение, дать оценку действиям регионального правительства и эффективности исполнения федеральных программ в Ростовской области.
Инга Сысоева