Посеяли под зиму – посеяли без риска
Как быть уверенным в том, что семена взойдут, а всходы – перезимуют
Любимая фраза учёного Николая Зеленского – «Растениевод должен управлять формированием урожая». Рычагов управления много, один из них – правильно выбирать сроки сева. По мнению Николая Андреевича, в засушливых условиях нынешней осени аграриям следовало отказаться от сева в оптимальные сроки и сделать ставку на подзимний посев. С ним у аграриев есть шанс на отличную перезимовку и гарантированный урожай.
Случайный и неслучайный сев
Подробные рекомендации Николая Зеленского были опубликованы в газете «Крестьянин» № 42 от 14.10.2020 («Подзимний посев: обойдёмся без дождей»). Видеолекция учёного доступна на нашем сайте Agrobook.ru.
Некоторые фермеры прислушались к совету Николая Андреевича и под его руководством приступили к севу только в ноябре.
– В этом году ради эксперимента я примерно 80% озимых посеял в оптимальные сроки, а 20% – методом подзимнего сева, к которому мы приступили 10 ноября, – рассказал фермер-ноутильщик из Константиновского района Ростовской области Сергей Лобов. – Особой экономической выгоды в подзимнем посеве, пожалуй, нет, но зато мы можем гарантировать получение урожая.
С подзимним севом Сергею Николаевичу уже однажды пришлось столкнуться – лет шесть назад, по воле случая. На сеялке работал сын фермера. Не имея достаточного опыта, мужчина закончил посевную с «лишними» 400 кг посевного материала.
Николай Зеленский
– Стали думать, что делать. Протравленные семена животным не скормишь, а зиму будут лежать – мыши погрызут. Я предложил сыну посеять оставшиеся семена в поле, где была убрана кукуруза, – говорит Сергей Лобов.
Сев проводили 20 ноября, и, конечно, ни о каких всходах не было и речи. Весной фермер приехал на поле проверить, что вышло: закопали семена в землю или можно на что-то рассчитывать? В конце марта – начале апреля на поле появились ровные строчки. Пшеница стала активно вегетировать.
– Мы, конечно, её подкормили, но ничего особенного не делали. А потому, когда приступили к уборке урожая, сильно удивились: эти подзимние посевы давали 30 с лишком центнеров зерна с гектара. Всего на 4 ц/га меньше, чем те поля, что были посеяны в оптимальные сроки и подходили к зиме с хорошо раскустившейся пшеницей, – говорит Сергей Николаевич.
В этом году погода в Константиновском районе к севу в оптимальные сроки совсем не располагала, признаётся фермер. Сеяли в сухую землю – влага начиналась на глубине более 15 см. А в тот период, когда пшеница должна была давать всходы, выпало всего 4 мм осадков. Так что долгожданные строчки хозяйство увидело только в конце октября.
– Мы сеяли пшеницу прямым посевом по гороху и по льну. На том же поле у нас осталась клетка, где мы в этом году убирали пшеницу, так что получилось, что мы на небольшом участке посеяли пшеницу по пшенице, – говорит
Сергей Лобов. – Я заметил, что там, где почва была хорошо укрыта стернёй, всходы выглядят лучше. Там, где сеяли по колосовому предшественнику, пшеница стоит ровненькая, в рядки смыкается. А рядом посевы – по льну и гороху, там, где почва не укрытая была – выглядят хуже. По два листочка есть, но растения слабенькие.
К тому моменту, как Сергей Николаевич приступил к подзимнему севу, влага в почве уже была. Семена фермер заделывал на оптимальную глубину – 4 сантиметра, сеял нормой 2,5-2,8 млн семян на гектар. Вместе с посевом внёс по 50 кг сульфоаммофоса на гектар.
– Сев провели 10 ноября, а 15 ноября я приехал на поле и обнаружил, что зерновка уже проросла, наклюнулась – то есть достигла как раз необходимой стадии, – сказал Лобов.
В чём опасность оптимальных сроков
В состоянии проростка у пшеницы есть все шансы перезимовать – в отличие от тех посевов, которые в этом году были сделаны в оптимальные сроки и теперь имеют стадию шильца, – говорит Николай Зеленский.
– В зерновке находится запас питательных веществ, которых – при нормальных условиях развития – вполне достаточно, чтобы проросток с глубины заделки семян 5-6 сантиметров вышел на поверхность, образовал первый лист, который начнёт синтезировать органическое вещество. Фотосинтез работает. Для чего? Чтобы в листьях повысилась концентрация углеводов, чтобы клетки с высоким содержанием сахаров противостояли низким температурам.
Чем больше листьев – тем больше вероятность накопления сахаров, – объясняет Николай Андреевич. – А теперь что мы имеем на полях? Всходы в фазе шильца или одного-двух листьев. Питательных веществ в зерновке – ноль, потому что они израсходованы на формирование проростка и первого-второго листа. В таком состоянии растение наиболее уязвимо, потому что только к третьему листу растение успевает что-то накопить. Если будут низкие температуры, гибели посевов не избежать.
Если вымерзание озимых – риск пока ещё не реализованный, то гибель всходов от засухи – то, что уже случилось и теперь можно непосредственно видеть на полях.
– Обратите внимание, как много в этом году рваных всходов, так называемого «рябчика» на полях. Не взошедшие вовремя семена погибли, и это следствие сева при высоких температурах и дефиците влаги, – говорит Николай Зеленский. – Многие аграрии считают, что в сухой почве семена лежат, как в амбаре, но это не так. Абсолютно сухой почвы не бывает. Под воздействием конденсата семена начинают набухать, до дальше влаги им не хватает, и они приостанавливают процесс роста, становясь уязвимыми для болезней. Даже очень хорошие протравители сохраняют эффективность максимум 40-45 дней. Если посев проводился в начале сентября и до середины октября мы всходов не получили, защитное действие препарата закончится, а провокационная влага приведёт к тому, что семена заплесневеют и погибнут. Рябчик – как раз результат этого процесса. Я не хочу быть пророком, но, похоже, повторяется картина прошлого года.
Сейчас рябому полю уже вряд ли чем-то можно помочь, считает Николай Зеленский. Принимать решение придётся весной. Скорее всего, поля, взошедшие кулигами, аграриям придётся досевать, но в этом случае озимые и яровые растения подойдут к уборке в разные сроки.
– Можно было избежать этой головной боли, просто отложив посев на более поздние сроки, – говорит Николай Андреевич. – В этом году условия для сева в оптимальные сроки не складывались, и те, кто рискнул, поставили себя в зависимость от осадков и температур. А растениевод должен управлять формированием урожая.
Как управляла урожаем «Агросфера»
В хозяйстве Николая Зеленского ООО научно-производственное предприятие «Агросфера» подзимний посев начали в первую декаду ноября. Когда «Крестьянин» приехал в пос. Персиановка, заканчивали сев на поле, где предшественником был зимующий горох.
– Мы сеяли несколько линий озимых сортов, именно озимых, а не двуручек. Семена были подработаны на линии Фадеева, то есть имели одинаковый размер, вес, длину, ширину и толщину, – рассказал Николай Андреевич. – Мы использовали фунгицидный протравитель «Виал ТрасТ», инсектицид «Табу» и стимулятор для усиления роста вторичной корневой системы, который готовим самостоятельно из нескольких веществ.
Поля были засеяны нормой 2,8-2,9 млн семян на гектар. Использовались сеялки прямого посева – аргентинская Gherardi и бразильская Semeato.
– Для подзимнего посева марка сеялки принципиального значения не имеет, однако Semeato меньше рыхлит почву. У неё, в отличие от аргентинского агрегата, нет колтера. При посеве бразильской сеялкой сохраняется больше растительных остатков. Это так называемый «невидимый посев».
К моменту посева в Персиановке прошли достаточно обильные дожди, почва промочилась на 20-25 сантиметров, запас влаги составлял 23-24 мм. Суммы положительных температур как раз хватило на то, чтобы зерновка проросла.
Это как раз то, что необходимо – семена должны наклюнуться и в таком состоянии зимовать. Питательные вещества ещё не израсходованы, они находятся в проростке, концентрация сахаров высокая, а значит, воздействие низких температур для посевов не станет губительным, – прокомментировал Николай Зеленский.
Александра Коренева