Почему не помогать, если можешь?
Сотрудник инфекционного госпиталя на базе ростовской ЦГБ полгода бесплатно поставляет средства защиты и гигиены в больницы
Акция #помогиврачам61 в соцсети Instagram создавалась кавээнщиком и ведущим свадеб Владимиром Берадзе более чем осознанно. Он рассказывает: к апрелю этого года стало ясно, что российская медицина не сможет справиться с коронавирусом и его последствиями сама. Зарубежный опыт, в частности Италии, знакомые в сфере здравоохранения в нашей стране и за границей убедили Владимира – дальше будет только хуже. Под постом в Instagram он написал: «В этом году я бы мог шутить про ковид, но вместо этого больше месяца борюсь с ним совместно с медиками Ростова-на-Дону».
С этого же времени Владимир, прежде связанный с благотворительностью и медициной достаточно тесно, но не имеющий медицинского образования (сам он называет себя просто «парамедиком»), стал волонтёром на горячей линии оперативного штаба. После – прошёл обучение и отправился работать в инфекционный госпиталь Ростова как медперсонал, «что-то среднее между младшим и средним». Тогда, рассказывает Владимир, его опасения подтвердились: средств индивидуальной защиты не хватало, врачи подвергались опасности каждый день, а официальная риторика в корне расходилась с реальным положением дел.
По инициативе Владимира Берадзе летом на «Ростов-Арене» развесили информационные афиши
В тот момент сотрудник госпиталя и подумал, что неплохо бы начать защищать врачей самим, если на это не способно государство. Через страничку в Instagram он стал регулярно собирать деньги на СИЗ (средства индивидуальной защиты) – маски, перчатки и респираторы; противопролежневые средства, пелёнки и подгузники для больных, которые так необходимы в госпиталях, но которые почему-то не предусматривает система госзакупок. По его словам, поставки именно этих медицинских изделий значительно упростили бы работу медиков и жизнь больных.
– Медики не застрахованы от ковида – кто-то уходит на больничный, кто-то умирает. Таким образом мы теряем в численном показателе – врачей становится всё меньше. При этом целые отделения тоже уходят на карантин. В первую волну были случаи, когда в роддом приезжали неотслеженные беременные, он закрывался на две-три недели, и целый район города оставался без важного медучреждения. Часть БСМП держали на карантине, а она огромная и занимается большим количеством пациентов. Вдобавок ко всему система заказов и госзакупок не успевает оперативно реагировать на наплывы больных, – рассказывает Владимир Берадзе.
Зато оперативно реагируют люди, которые каждую неделю собирают несколько десятков тысяч рублей на то, чего не хватает врачам. Механизм акции прост: любой врач, который готов получить помощь, может написать Владимиру Берадзе в Instagram, его ник – @61fank. В течение 10 дней на собранные деньги он закупает медицинские средства, которые прошли сертификацию и на это есть документы, публикует информацию, что и в каком количестве купил, прикрепляет чеки, а после развозит всё необходимое по запросам.
За одну поставку в нековидные отделения (им сейчас больше всех требуется помощь) уходят приблизительно три тысячи масок, две тысячи перчаток и сотни респираторов. В ковидных нет дефицита с СИЗ, но нужны средства гигиены для больных, поэтому туда отправляется десяток упаковок пелёнок по 30 штук и подгузников. По словам Владимира, средств хватает на пару недель. За прошлый месяц на все нужды он собрал рекордные 90 тыс. рублей, хотя в предыдущие сумма не превышала 60.
– Когда развозили помощь в первый раз, люди удивлялись: «А кто вы такой? Почему вы это делаете? Зачем?» – думали, что какая-то партия привозит для отчёта. А это просто люди скидываются. Я говорил, что необязательно делать что-то с корыстной целью. Почему не помогать, если можешь? – в ответ задаётся вопросом работник госпиталя.
Чаще всего Владимир Берадзе работает с врачами напрямую, потому что административный аппарат всё ещё достаточно закрытый для диалога. Он подчёркивает, что внимательно изучил законодательство и никаких претензий со стороны руководства возникнуть не должно. Хотя, признаётся Владимир, после «кислородного» скандала в городской больнице № 20 врачи ещё больше боятся вслух заявлять о проблемах, в том числе опасаются и принимать помощь.
– Практика показывает: чтобы тратить меньше времени, лучше связываться с теми, кто работает в поле, а не в кабинете сидит. Главврачи главврачам рознь, администрации тоже, и иногда это просто потеря времени, когда нужно долго объяснять, почему я и другие люди хотим помогать, – говорит Владимир Берадзе. – Администрация делает исключения, но с большими оговорками. У меня был инцидент, когда я три дня общался с врачом, доказывая ему, что я не сотрудник КГБ и ему ничего не будет, если он примет помощь. Это тоже вопрос к тому, что у нас запуганная медицина. Чтобы не выводить медиков на баррикады, я сохраняю полную конфиденциальность: не озвучиваю в постах ни имена, ни учреждения, которым помогаю, не показываю лица в масках, хотя в них сложно идентифицировать конкретного человека. Сейчас некоторые говорят: «Да всё равно уже, мы понимаем, что ты свой, давай фотографироваться». А некоторые до сих пор боятся, и я их понимаю.
Материальная помощь, считает сотрудник госпиталя ЦГБ, не менее важна, чем ликбез по самой теме коронавируса. В июне Владимир обратился в администрации районов Ростова и выступил в городской Думе и областном правительстве с инициативой распространить афиши по больницам и общественным местам всего региона. По его словам, шаг за шагом это могло бы помочь в том, чтобы донести общую и достоверную информацию об инфекции, затем – научить правильно мыть руки, обращаться за помощью, а не вызывать «скорую» при простой температуре и т. п. Инициативу чиновники оценили, но так ею и не занялись.
– По России и по области у нас до сих пор нет и, видимо, не будет общей повестки (о профилактике коронавируса – Прим. автора). Обидно было видеть, что добровольно-принудительно людей заставили повесить какие-то афиши по поправкам к Конституции, а когда мы попросили с помощью таких же алгоритмов распространить плакаты о ковиде, нам сказали, что им не до того, – с досадой рассказывает Владимир.
С мая Владимир Берадзе помог около 15 медучреждениям в Ростове, Новочеркасске, Азове и Шахтах, а шести – помогает постоянно. Он не прочь поехать и в сёла, но, как говорит сам Владимир, люди в сёлах ещё больше боятся потерять работу, чем в городе.
Работник госпиталя уверен: открытость системы здравоохранения и отсутствие табу на то, чтобы говорить о проблемах вслух, помогли бы пережить коронавирус быстрее, менее болезненно и с меньшим числом жертв.
– Я считаю, что один из векторов акции – открытость. Я всё делаю публично, отчитываюсь, сколько собрали, что купили, что отвезли. Общаясь с людьми из разных стран, а у меня много знакомых в Японии, Австралии, Британии и так далее, я понимаю, что там проблема была изначально донесена очень чётко, она постоянно обсуждается. Благодаря акции у меня появилась знакомая в Монголии. Она рассказала, что каждый вечер по телевидению у них выступает министр здравоохранения и сообщает, как сегодня обстоят дела с коронавирусом в стране. Они научили всех мыть руки, хотя даже не везде в Монголии есть водопроводы. Мне хочется, чтобы у нас было так же открыто, честно и власти не боялись говорить, что у нас есть проблемы, – твёрдо убеждён Владимир Берадзе.
Маргарита Шеховцова
г. Ростов-на-Дону