Наноград – город возможностей для российских школьников
На протяжении 10 лет Наноград, летняя образовательная программа для школьников, которая включает в себя решение кейсов, предложенных компаниями из мира нанотехнологий, фармакологии, энергетики и образования, привлекает внимание детей по всей России. В этом году Наноград приехал в Ростов-на-Дону. Об особенностях программы и о том, как попасть в проект, рассказал Антон Алексеев, менеджер проектов АНПО «Школьная лига РОСНАНО».
- Как у вас появилась идея запустить Наноград?
Наноград – ключевое событие календарного плана Школьной лиги, всероссийской сетевой организация, которая уже на протяжении 10 лет помогает школьникам в выборе правильных ориентиров развития в нашем сложном технологическом мире. Основной целью «Школьной лиги» является продвижение в школах практик, обеспечивающих раннюю профориентацию, развитие общего и дополнительного образования детей в области естественных наук и основ нанотехнологий, формирование базовых навыков для исследовательской и инженерно-конструкторской деятельности и так называемых компетенций XXI века, а также популяризацию высоких технологий и технопредпринимательства среди детей и молодежи.
Ключевой частью ежегодного календарного плана этого проекта как раз и является Наноград. Настоящий технологический город, жизнь которого выстраивается взрослыми и детьми вместе. Тут своя мэрия, законы и правила, своё телевидение и газета. Свои символы, шутки, любимые словечки и танцы по вечерам. И наставники, которые по возрасту не особенно отличаются от детей, но уже очень много знают и умеют.
- В чем особенность Нанограда?
- Наши ребята не просто попадают в некий летний лагерь, как это часто бывает. У города есть свои улицы, где гуляют жители. Площади, где собираются на танцы и интеллектуальные игры и проходит фестивальная жизнь горожан. Академия, где читают лекции и проводят семинары, обсуждают значимые научные вопросы. Банк, который каждый день выдает зарплату и биржа, где можно проявить свои экономические таланты. Здесь есть спортивный стадион, где играют футбольные и баскетбольные команды, тренируются атлеты и любители спорта. Ну и как в любом настоящем городе, его жители каждый день ходят на работу в Корпорации, где работают над реальными бизнес-кейсами. Бизнес-кейс – технологическая задача от реальных бизнес партнеров, которые нацелены на оптимизацию процессов и вопросов, связанных с технологиями производства продукции на реальных высокотехнологичных предприятиях. Важной деталью кейсов является то, что они не имеют готовых ответов и однозначных решений. Это позволяет развивать креативность и проявлять себя.
- Кураторами Нанограда являются студенты ведущих технических вузов. Нужно ли проходить для этого отбор?
- Да, нужно. Каждый год происходит достаточно жесткий отбор. Для этого мы проводим программу обучения. Многие ребята, которые становятся кураторами, когда-то участвовали в «Школьной лиге РОСНАНО» еще будучи школьниками. А потом, уже когда выросли, поступили в технические университеты. Они хорошо разбираются в решении бизнес-кейсов и понимают всю специфику программы Нанограда. Также кураторами могут стать ребята, которые обладают определенными педагогическими навыками и могут организовать работу над кейсами в логике проектной и исследовательской деятельности.
- Как можно стать участником Нанограда?
- В «Наноград» могут попасть школьники 8-11 класса, которые приняли участие во многих конкурсах, олимпиадах, выполняли творческие задания, активно проходили образовательные курсы на платформе «Цифровой Наноград». После такой подготовки жители города вполне готовы к работе над самыми сложными проектами, подготовленными для неё партнёрами — бизнесменами, руководителями новейших лабораторий и производств. К слову, в Ростовской области один из самых высоких процентов участников образовательных сессий на платформе «Цифровой Наноград». Работы, которые присылают ребята, яркие, интересные, конечно, таких ребят хочется поддержать, приглашать учиться и развиваться дальше.
- Помимо программы для школьников, у вас есть программа для учителей. Что она в себя включает и как вы обучаете преподавателей?
- Поскольку основное направление деятельности «Школьной лиги РОСНАНО» – обновление естественнонаучного образования в школах, естественно, большое внимание уделяется повышению квалификации у педагогов. Мы обучаем преподавателей современным методам проектной и исследовательской деятельности, развиваем навыки работы с бизнес-кейсами и знакомим с высокими технологиями.
- Проекту уже 10 лет. Изменились ли цели и задачи за это время? Если да, то как?
- Изначально программа была рассчитана всего на три года, но в последствии всегда продлевалась в виду своей эффективности и востребованности. На каждом новом этапе мы ставили перед собой новые цели и задачи. Создание сетевой среды, разработка различных сетевых проектов и поддержка инициатив школ-участниц, методическое и экспертное сопровождение их реализации. На основе этих и других материалов созданы десятки учебно-методических и информационных материалов для организации учебного процесса в логике исследовательской и проектной деятельности, кейсовых практик. Разработана и постоянно пополняется база учебно-методических модульных кейсов для организации работы школьных R&D-сообществ. Главной задачей нынешнего этапа, который начался задолго до событий этого года, является перевод всего накопленного нами опыта в цифру. А что будет дальше, увидим в 2021 году.
Анастасия СИДОРЕНКО