Если ты не идёшь в университет , университет идёт к тебе
Студенты поделились своими впечатлениями от дистанционного обучения
15 апреля в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство вузов, колледжей и и школ перешло на дистанционное обучение. Все очные занятия, включая лекционные, практические и даже некоторые лабораторные, перенесли в онлайн. Мы решили опросить студентов ЮФУ и ДГТУ, как проходило их дистанционное обучение, с какими трудностями, неудобствами или, наоборот, преимуществами, они столкнулись при переходе на удалённый формат. А также выяснить, есть ли у них желание продолжать обучение в подобном режиме.
Даниил, студент 1-го курса ДГТУ факультета информатики и вычислительных технологий:
- Дистанционное обучение началось 16 марта. Ощущения от этого были довольно смешанными из-за отсутствия полной уверенности в силе пандемии и что она вообще дойдёт до нашего города. Неделя заминок, и удалённый формат начал жить.
Это сложно по двум причинам. Первая - ритуализация действий. Поясню. При совершении неких действий наше восприятие начинается корректироваться под будущий процесс. На примере учёбы это происходит так: когда я ехал в вуз, волей-неволей понимал,что сейчас проведу около пяти часов в храме науки, постигая историю России периода дворцовых переворотов. На дистанционке же я нахожусь дома, в расслабляющей обстановке,что мешает сконцентрироваться.
Насчёт нагрузки тяжеловато сказать. Из-за неналаженности учебного процесса ты действительно не понимаешь, какой у тебя объём работы. По этой причине делать в пять часов утра лабораторную по информатике ввиду крайних сроков стало нормой и рутиной.
Удивительно, но лично у меня общение с преподавателями несколько сдвинулось в положительную сторону. Мы видим друг друга в неформальной обстановке, и это немного раскрепощает. Пары теперь выглядят не как полуторачасовые лекции, а как живой обмен опытом и совместное решение проблем.
Но, подводя итог, я предпочёл бы вернуться в стены своего вуза.
Виктория, студент 1-го курса ЮФУ факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, направление зарубежной филологии:
- Сперва очень хотелось работать именно в таком режиме, ибо этот опыт довольно интересный — раз, безопасный в сложившихся условиях — два. Однако впоследствии система дистанционного обучения начала даже расстраивать - это не так удобно, как казалось ранее. Безусловно, есть и плюсы: мы не тратим время на дорогу до университета и обратно, а для некоторых это 1,5-2 часа, сдача выполненных заданий также заметно упростилась, баллы по ряду дисциплин стало легче зарабатывать. Но объём работы на дому значительно увеличился, требовательность к исполнению — тоже, поэтому количество свободного времени сильно сократилось.
Можно ещё сказать, что бич дистанционного образования — технические проблемы: не у всех исправно работает интернет, в любой момент могут отключить свет (и ничего с этим не поделаешь), да и используемые приложения не всегда позволяют присутствовать ежеминутно.
Ещё один недостаток и одновременно достоинство — домашняя обстановка. Она успокаивает и в её условиях заниматься сначала было даже легче, однако мне намного проще сосредоточиться в аудитории, ощущать на себе учебный процесс непосредственно. Очень удобный формат для лекций, однако и тут важен живой контакт с преподавателем, когда хочешь задать вопрос, например.
В целом, мы с правились с этой непростой задачей, но больше не хотелось бы возвращаться к этому формату обучения.
Дмитрий, студент 1-го курса ЮФУ химического факультета:
- Когда я узнал, что обучение переходит в дистанционный формат, я искренне надеялся на то, что всё это продлится недолго. От силы пару недель. А значит, можно будет без особых проблем пропускать такие занятия, ссылаясь на технические проблемы. Собственно, так и прошла первая дистанционная пара: я просто подключился, сказал что микрофон не работает и никак в происходящем не участвовал.
Такой приём сработал далеко не со всеми занятиями, и уже хочешь – не хочешь, но на второй день пришлось нарушать режим радиомолчания, ибо вышло бы себе дороже.
В конце концов я понял, что любимые преподаватели серьёзно настроены вести удалённые занятия в этом режиме, а значит, подключаться нужно, если я хочу хоть что-то получить от обучения в вузе. Постепенно удалось погрузиться, да и карантинный режим тоже оказался продолжительным. Скоро дистанционные занятия перестали восприниматься как что-то экстраординарное, и плавно всё встало на круги своя.
По сути, нагрузка осталась на прежнем уровне. Однако домашняя обстановка и отсутствие необходимости вставать за два с половиной часа до начала занятий сделали своё коварное дело и расслабили меня. От этого появились проблемы с распределением времени, в расписании появились пустые дыры и моменты, максимально загруженные учебными делами. При том же количестве заданий они стали локально тяжелее из-за такого графика. Хотя тут, скорее, камень не в огород дистанционного обучения, а в мой собственный.
Что касается самих занятий, впечатление неоднозначное. С одной стороны, можно посещать все пять пар в день, не вставая со своего кресла и не снимая махрового халата и при этом, по ощущениям, общаться с преподавателем практически тет-а-тет. Ещё можно спать или есть, сидя на паре, и заниматься прочими рутинными делами. Это, несомненно, плюсы. Но в то же время возникает большая беда с практическими занятиями – они просто невозможны. И как для студента-химика для меня это крайне критично, ведь в практике заложена огромная часть обучения.
К тому же теряется и такой момент, который вряд ли учтут в официальном отчёте, а именно – живое общение с совузовцами и присутствие в стенах факультета. На качество обучения это, конечно, непосредственно не влияет, но зато значительно снижает рейтинг дистанционного формата в моих глазах.
Я считаю, что существенные минусы весомее нескольких, не более чем просто приятных плюсов, и в целом такой формат мне не нравится. Продолжать такое обучение я бы не хотел совсем.
Валерий ХАУСТОВ