С заботой о маленьких

Заксобрание хочет спасти пастбища для донских ЛПХ и помочь небольшим винодельням

Выездное заседание комитета Заксобрания по аграрной политике провели на базе фермерской винодельни «Кантина» в Азовском районе. На повестке дня – подведение итогов мониторинга по поводу правоприменения областного закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Ростовской области», внесение изменений в Земельный кодекс РФ об особенностях предоставления пастбищ в аренду, а также предложения к проекту ФЗ «О виноградарстве и виноделии в РФ».

Об охоте

Мы уже писали о том, что Заксобрание Ростовской области проводило опрос по закону «Об охоте…» (№ 41 от 9 октября, «А что мне за это будет?») Теперь пришло время подводить итоги мониторинга. Согласно опубликованным данным, стаж большинства охотников региона – от трёх до десяти лет. Более 41% респондентов отправляются на охоту до десяти раз в год. Подавляющее большинство охотников отрицательно относятся к тому, что угодья находятся в пользовании и собственности предприятий и юридических лиц. Процент недовольных этим перевалил за 75; при этом 14% признались, что нарушают нормы добычи дичи. 83% опрошенных считают необходимым введение обязательной проверки знаний охотминимума у тех, кто впервые получает охотничий билет. 

Данные опроса прокомментировал председатель комитета Заксобрания региона по аграрной политике Вячеслав Василенко. 

– Необходимо фильтровать выдачу охотничьих билетов, – согласился он. – Сегодня любой гражданин, который, по сути, никакого отношения к охоте не имеет, может подать заявление. Кое-какие справки – и ему выдают охотничий билет. Нужны экзамены или охотминимумы, охотник должен быть образован. Есть вопрос к отношениям между охотниками и хозяевами земельных участков. Соглашения, заключённые охотниками с минприроды, не везде выполняются, и у местных жителей возникают вопросы. 

Конфликты с сельхозтоваропроизводителями нужно будет серьёзно решать, когда подойдут к концу сроки заключённых охотсоглашений, считает Василенко. Напомним, фермеры неоднократно жаловались «Крестьянину», что охотники разъезжают по полям на автомобилях, мотивируя это тем, что земля сельхозназначения входит в территорию охотничьих угодий. 

О пастбищах и поправках в Земельный кодекс

Публикация «Крестьянина» «Попрали принципы самоуправления» (№ 39 от 25 сентября) прикреплена к запросу на имя Василенко от министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константина Рачаловского. В письме глава донского минсельхоза ссылается на поручение губернатора и текст статьи, а также сообщает, что ведомством подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс РФ в части установления особенностей предоставления пастбищ в аренду. 

По этому поводу также высказался председатель аграрного комитета. 

– Эта проблема характерна для большинства муниципальных образований области. Значительное число граждан сегодня остаётся без привычных пастбищ в случае поступления заявления от КФХ или других сельскохозяйственных организаций, которые заключают договор аренды в установленном порядке, – сказал Вячеслав Василенко. 

– Согласно Земельному кодексу РФ в случае предоставления земельного участка для сенокошения договор аренды земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, – объяснил суть конфликта замминистра сельского хозяйства и продовольствия региона Дмитрий Репка. –

Наибольший резонанс получил случай в Морозовском районе. Люди лишились тех пастбищ, на которых пасли животных исторически, а это территория площадью 495 га. В связи с этим минсельхозом области подготовлен проект ФЗ, по которому Земельный кодекс предлагается дополнить новой статьёй – 39.21: «Особенности предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных». 

По проекту, орган местного самоуправления составляет перечень земельных участков, предназначенных гражданам для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Эти земли не могут быть предоставлены сельскохозяйственным организациям и КФХ. При этом муниципалитет обяжут информировать жителей о получении заявления на аренду участка для сенокошения и выпаса животных. Объявление нужно разместить в СМИ с указанием информации о данном участке, его адресе, кадастровом номере, площади. Также в тексте должны быть разъяснены права граждан, заинтересованных в данных пастбищах. В течение тридцати дней со дня публикации они смогут обратиться в муниципалитет с собственным заявлением и претендовать на землю. 

– Затем орган местного самоуправления будет обязан провести сход тех, кто подал заявления, по месту нахождения участка. И заключить договор аренды земли либо со множественностью лиц, либо с простым товариществом, либо договор о совместной деятельности в порядке, преду­смотренном главой 55 ч. 2 ГК РФ, – сообщил Дмитрий Анатольевич.

Уточняется, что люди, которые не подадут заявления, автоматически отказываются от предоставления земельного участка. В случае если никто больше не претендует на пастбище, договор заключат с первым, кто подал заявление. 

О фермерском вине

Почему владельцам небольших виноделен нужна отдельная статья в ФЗ? Виноградари возмущаются, что законопроект ориентирован в основном на крупные и средние предприятия. А дополнительная статья позволит создавать предприятия малых форм хозяйствования с минимальными вложениями, а также поспособствует кооперации. 

– Мы никогда не сможем конкурировать с большими предприятиями по объёмам и финансовым вложениям. Единственное, что мы можем противопоставить, – высококачественный продукт, – считает Алексей Скляров, председатель ассоциации фермеров-виноградарей и виноделов. – Нас активно поддержал Совет Федерации, Росалкогольрегулирование. Даже «крупняки» поддерживают нас, понимают, что массовое производство – это другое качество. 

Фермеры-виноградари просят разрешить им производить всё, что можно сделать из вина. Сейчас на каждый вид алкогольной продукции требуется отдельная лицензия – винодельня «Кантина», например, лицензирована на выпуск сухого вина. По мнению Склярова, требуется ввести одну сквозную лицензию на разные виды продукции. 

– Виноградарей и виноделов может быть десятки тысяч. На сегодняшний день по стране лицензировано только 15 малых предприятий, – сообщает Скляров. – Статья поспособствует кооперации, раз увеличится число небольших виноделен. Вырастет их количество и на местности, а значит, им будет удобно работать с одним агрономом, использовать совместное оборудование, обслуживаться в одной лаборатории. У них может быть одна линия розлива, которая приезжает к каждому и за час-два разливает весь продукт. Моя линия, например, работает три дня, а потом стоит весь год. Чего ради, если она может приносить пользу людям и деньги владельцу? Кроме того, есть другая модель кооперации. На сегодняшний день я могу купить виноград у зарубежного производителя, а у российского соседа, даже лицензированного – не имею права. У нас такой закон: отечественный винодел может перерабатывать материал только с собственных виноградников или арендованных. А если у соседа есть виноград, но нет денег на производство вина? 

Комитет по аграрной политике Заксобрания поддержал предложение ассоциации виноградарей и виноделов. 

Ирина БАБИЧЕВА
Ростовская обл.
Фото автора 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоЭкономика
Газета: Газета Крестьянин