Чтоб нам так жить!

Почему итальянских виноградарей носят на руках, а донских – нет

В сентябре 2017 г. мне из Заксобрания Ростовской области как члену рабочей группы по разработке областного закона «О развитии виноградарства и виноделия» прислали на отзыв проект российского закона (только после его принятия будет дан ход областному закону).

Я его забраковал, написав В.В. Володину свою аргументацию. Его авторы (четыре депутата) в пояснительной записке, нахваливая и перечисляя донские автохтонные сорта винограда, могущие стать локомотивами России для производства вина премиум-класса, для обгона Россией ЮАР, Чили и США в области виноделия, акцентировали своё внимание на том, что в разработке этого законопроекта был максимально учтён европейский опыт в этой области. Я с этим категорически не согласился, приведя пример Италии, где имеется в настоящее время более 50 тысяч частных виноделен.

В Италии, прежде чем выделить землю, «охотника» ставят в очередь, от него требуется специальное образование, репутация (не жульническая), выдаётся кредит, и если этот доброволец работает по плану, с него 80% долга списывается. Чтоб нам так жить! А у нас авторы законопроекта в конце его пишут, что исполнение этого закона не требует никаких бюджетных расходов. 

Государство в 1929 г. начало уничтожать донскую винодельческую цивилизацию, а в 1952 г. решило за свой счёт восстановить 300 гектаров цимлянских виноградников (в 1929 г. там было 600 га). Наши члены рабочей группы ЗСРО, многие из которых в прессе давали свои комментарии, до такого не додумались. А средства должны быть вбуханы большие. Это для того, чтобы виноградники эксплуатировались, как в Европе, не менее 80 лет, а не 12-15 лет, как повелось на Дону в советские времена. 

Донская винодельческая цивилизация в 1913 г. в период её расцвета имела более 13 тысяч хозяйств при общей площади 3,8 тыс. гектаров и среднегодовых сборах 20-25 тыс. тонн винограда автохтонных сортов, а не алиготе, левокумский, саперави северный и каберне.

До середины 50-х годов в статотчётности была отдельная строка – «цимлянские вина», вино действительно премиум-класса, получившее на всемирной выставке в Брюсселе (1957 г.) гран-при. Это было вино из виноградников ещё со склонов до их затоплений водохранилищем. В газетных публикациях об этом наши интервьюируемые умалчивают. Среднегодовой сбор винограда на Дону с середины 1960-х до начала 1990-х (за исключением периода 1969-75 гг.) был 35-40 тыс. тонн, а не 70, как нам выдают горе-эксперты. Один раз в 1980-е годы был такой сбор, но зачем же врать?

25 апреля 2016 г. на областном совещании по садоводству и виноградарству в Константиновске В. Василенко говорил, что садоводов и виноградарей на Дону осталось мало, мы их должны носить на руках. Что-то не чувствуется. Минсельхозпрод РО за получением компенсаций приглашает только КФХ площадью свыше одного гектара, платя при этом аж по 200 тысяч рублей за 1 гектар (а в Крыму в 2017 г. давали по 433 тысячи рублей).

200 тысяч рублей – столько стоят две тысячи саженцев винограда для посадки на площади в один гектар. Владелец сайта «Наше вино» Д. Ковалёв (Пятигорск), писатель кандидатской диссертации по донскому виноделию, после посещения склоновых виноградников Цимлянска в 2013-2014 гг. сделал расчёт капиталовложений и выдал мне цифру от двух до трёх миллионов рублей на один гектар (на 80-летнюю эксплуатацию).

У нас похваляются тем, что ДГТУ приступил к подготовке кадров, являясь элементом винного кластера «Долина Дона». Но боюсь, что эффект от этой новации будет далёким от ожидаемого, так как там идут по накатанной колее подготовки наёмных работников спецхозов и крупных виноделен, а не хозяев усадеб-виноделов. 6 сентября 2017 г. мой виноградник посетила делегация ДГТУ, и все были изумлены зрелищем валяющихся в междурядьях срезанных на рубеже июля-августа виноградных кистей. Я им объяснил, что для получения стандартного вина урожай нужно нормировать, так как при перегрузке будут семечки и шкорки. А до 1958 года стандарт сахаристости на цимлянское вино был 21 процент, который сейчас недостижим при нынешней хозяйственной и государственной политике, когда невыгодно заниматься перспективными долговременными проектами.

Областной минсельхозпрод виноградарство и виноделие считает, как мне кажется, пасынком. К. Рачаловский, бывая в Цимлянске не менее двух раз в год, ни разу со мной не встретился. А ведь цимлянские вина – это фишка для Дона. Чем не замануха для достижения Доном 10% от туризма?

Спасти виноделие премиум-класса Дона от забвения могут не нынешние отдельные энтузиасты, а массовое движение ЛПХ для поставки ценного сырья на крупные винодельни не за 30-40 рублей за 1 килограмм цимлянских сортов, а за 200 рублей, так как любимая работа должна давать доход, а не быть просто хобби отдельных чудаков.

Николай Петрович ЛУКЬЯНОВ
ст. Красноярская, Цимлянский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин