«Доступное небо» и недоступный посёлок

Чтобы самолёты не летали над домами, нужно либо закрыть аэродром в Ольгинской, либо отказаться от планов на жилую застройку

Новый генплан Ольгинского сельского поселения наделал шуму среди местных жителей. Дело в том, что расположенный там аэроклуб «Доступное небо» намерен перевести в категорию земель транспорта более 200 га земли, которые располагаются в самом центре поселения – между станицей Ольгинской и хуторами Махин и Нижнеподпольный. Селяне удивляются: если во всём мире аэропорты выносят за пределы жилой застройки, то почему аэродром «Доступного неба» хочет примкнуть своими границами буквально к людским дворам?

Аэроклуб расширяет границы

– Ничего не растёт и гул – вот так нам живётся, – говорит Александра Яковлева с улицы Верхнелуговой станицы Ольгинской.

На этой улице в трети дворов с огорода видно лётное поле. По словам местных жителей, расстоя­ние до взлётно-посадочной полосы не превышает 500 метров. В тёплое время года такое соседство не всем приятно.

– Если начнутся учения – целый божий день гудит в воздухе вертолёт – прыгают или что они там делают... Я тяпаю, а воняет керосином или бензином. Невозможно, вонь такая, – говорит Александра Тихоновна.

Аэроклуб «Доступное небо» поселился в Ольгинской в 2009 году, и до сих пор местные жители не выходили на митинги и не устраивали каких-либо заметных протестных акций с требованием убрать воздушный транспорт из поселения. Глава аэроклуба Марк Шульман утверждает, что селяне даже гордились таким объектом инфраструктуры – ведь «Доступное небо» прославило станицу Ольгинскую на весь мир. А ещё этот проект по развитию массовой малой авиации вошёл в областную программу по развитию туризма на 2011-2013 годы.

1 – территория аэроклуба «Доступное небо»; 2 – участок сельхозназначения, который должен быть переведён в земли транспорта; 3 – ст. Ольгинская; 4 – х. Махин; 5 – территория, которую намеревался застроить Роман Резников

Отношение к аэродрому поменялось недели три назад, когда на общественных слушаниях по случаю утверждения нового генплана поселения стало известно, что «Доступное небо» планирует расширить свои границы.

В назначенный день люди собрались у микроавтобуса, на котором главный архитектор администрации Аксайского района Игорь Кириченко и представитель компании, разработавшей проект генплана, повесили новую карту поселения. На ней люди увидели, что расположенная под аэроклубом «треугольная» территория (в настоя­щий момент её статус – зона спорта, отдыха и развлечений), а также соседний участок 61:02:0000000:521 (сейчас – земля сельхозназначения) должны поменять категорию и стать «землями транспорта».

– Генплан меняет порядка 200 га земли. Территория будет исключена из границ населённого пункта и переведена в зону транспорта, в том числе воздушного. Эта зона допускает размещение различных объектов транспорта, в том числе аэродромов и сопутствующей инфраструктуры, – объяснил проектировщик генплана.

Зачем местному аэроклубу увеличивать свою площадь почти в четыре раза, жителям было неясно. Архитектор района объяснил, что это необходимо для надлежащей эксплуатации аэродрома.

Тогда на авансцену вышел сын атамана станичного казачьего общества «Ольгинская» Роман Резников, который потребовал рассказать, как расширение аэродрома скажется на примыкающих к нему улицах ст. Ольгинской, х. Махина и х. Нижнеподполь-ного. Потому что, объяснил Резников, на приаэродромной территории должны быть установлены семь подзон, которые имеют специфические ограничения: например, в виде запрета на строительство или на создание объектов, способствующих массовому привлечению птиц. До сих пор, возмущался казак, такие зоны не установлены и может случиться, что после принятия генплана подзоны «лягут» на жилую застройку: в результате люди не смогут ни дом поставить, ни газ провести.

Ничего внятного представители районной власти ответить не смогли.

– До настоящего времени нам, разработчикам генплана, сведения об установленной при­аэродромной территории и семи подзонах не предоставлены, – рассказал проектировщик.

– Администрация Аксайского района не обладает такими сведениями, – подтвердил архитектор.

– А если зоны, в которых запрещена стройка, попадут на улицы Нижнелуговая, Верхнелуговая? – спросил кто-то из толпы.

– Существующие дома собственник аэродрома должен выкупить, – предположил архитектор.

– Что ж, пол-Ольгинской выкупить? – ахнули в толпе.

– Только те дома, которые попадут в зоны с ограничением, – ответил архитектор.

Во время отчёта главы поселения Роман Резников снова задал вопрос о зонах аэродрома

Народ потребовал представителя аэроклуба. Защищать интересы «Доступного неба» вышла Ирина Симонова, но разговора по существу не получилось. Собравшиеся бушевали.

– Вы вносите изменения в генплан – всё нарисовали, а про зоны ничего не говорите! Потом, мол, разбирайтесь по судам! – кинул в сердцах Резников.

Первым делом самолёты, а застройщики – потом?

Сын атамана не зря стал главным противником нового генплана Ольгинской. Во-первых, конечно, сам он живёт неподалёку от аэродрома и летнее тарахтение вертолётов ему тоже знакомо. А во-вторых...

В 1993 году казачье общество «Станица Ольгинская» получило в бессрочное пользование участок размером 75 га из числа сельскохозяйственных земель. Использовать его по назначению казаки в какой-то момент сочли делом неперспективным и решили выкупить у муниципалитета предложенные 75 га, чтобы впоследствии поменять категорию земель и построить на этом участке дома.

Заниматься стройкой вызвался Роман Резников. Он сначала занял казачьему обществу пять с лишним миллионов рублей – чтобы общество выкупило у муниципалитета 75 га, а после того как сделка состоялась, казачье общество в качестве отступного передало участок в собственность Резникову.

Став в 2016 году полноправным владельцем участка, Роман Алексеевич принялся проектировать будущий микрорайон – из 600 домов и школы или детского садика в центре него.

Часть микрорайона Резников собирался подарить казакам, часть – продать («ведь нужно же за какие-то деньги проводить электричество, воду, газ»).

Резников дважды пытался утвердить проект, и оба раза администрация района его отклоняла – из-за несогласия с будущей застройкой владельца аэродрома «Доступное небо», компании ООО «БизнесЭйр».

«БизнесЭйр» сообщала, что заключила договор на разработку приаэродромной территории и «является очевидным» вхождение проекта ИЖС в подзоны с ограничениями на строительство. Возводить нельзя не только дома, но и школу с детсадом – поскольку по нормам СанПиНа нельзя размещать общеобразовательные учреждения в пределах санитарно-защитных зон, маршрутов взлёта и посадки воздушного транспорта.

Резников негодовал: защитные зоны ещё не разработаны, не утверждены и нигде не зарегистрированы, а уже накладывают ограничения на частную собственность! 

«Обороняясь», как выразился Роман Алексеевич, от запретов «БинесЭйра», он начал собственное расследование и выяснил, что аэродром, возможно, был зарегистрирован с нарушениями. Например, одна из взлётно-посадочных полос, длиной 1 315 метров, никак не может уместиться на отведённом под неё земельном участке. Экспертиза, заказанная Резниковым, установила, что в границы участка помещается лишь 704 метра, а остальные 611 метров лежат на соседних участках – из земель сельхозна­значения...

Так что когда в 2018 году собственник аэродрома вознамерился перевести эти сельскохозяйственные участки в категорию земель транспорта, Роман Алексеевич и его единомышленники стали быстро собирать подписи под несколькими обращениями (в том числе главе района и прокурору), требуя не утверждать изменений в генплан и не одобрять размещения аэродрома. По словам Резникова, подписалось более 600 человек.

«Исключительно конфликт бизнес-интересов»

Действительно ли факт изменения генплана наложит ограничения на близлежащие участки? С этим вопросом «Крестьянин» обратился к генеральному директору ООО «БизнесЭйр» и главе аэроклуба «Доступное небо» Марку Шульману.

Марк Савельевич пояснил, что с 2009 года и до последнего момента жалоб со стороны местных жителей не было, а возникший конфликт – исключительно конфликт бизнес-интересов.

– Участок Резникова находится на курсе взлёта и посадки наших взлётных полос, – сказал Марк Шульман. – Мы, поскольку аэроклуб появился раньше проекта застройки, выступили категорически против того, чтобы на участке возводились жилые дома. Потому что это влияет на безопасность людей. Во время согласования проекта межевания и застройки, которую предложил Резников, мы высказались против строительства, и администрация отклонила его проект. Резников оспаривал это решение в суде и проиграл. После этого они (Резников и его товарищи) стали ходить по домам и дезинформировать людей, что мы якобы строим второй «Платов», и чтобы провести газ, электричество или построить дом, потребуется у аэроклуба брать разрешение, и аэроклуб не будет давать эти разрешения. Так появились подписи, что якобы аэродром мешает. 

О том, почему до сих пор не утверждены санитарно-защитные зоны аэродрома (и почему о них не знают в администрации района), Марк Савельевич рассказал следующее.

– В 2017 году изменилось воздушное законодательство, и всем аэродромам, в том числе и нам, предписали установить приаэродромные территории. Однако закон дорабатывался вплоть до декабря 2018 года: правительственные структуры должны были указать конкретные СниПы, чёткие параметры, по которым могут быть установлены подзоны приаэродромных территорий. Так что фактически только с сентября 2018 года аэродромы смогли приступить к проектированию. Вам для информации: у многих аэропортов на сегодняшний день тоже нет установленной приаэродромной территории. 

У нас проект при­аэродромной территории готов, но ещё не утверждён. Дело в том, что приаэродромную территорию невозможно установить на какой-либо другой категории земель, кроме земель воздушного транспорта, – это я отвечаю на вопрос, почему нам нужно переводить земли в другую категорию. Разработчик проекта ООО «Центр экологической безопасности гражданской авиации» – авторитетная организация, которая готовит аналогичные проекты аэропортам – поставила нам условие, что до начала утверждения проекта подзон участки должны быть переведены в категорию земель воздушного транспорта.

Марк Савельевич пояснил, что проект был сдан в отдел архитектуры Аксайского района по мере готовности, а готов он был через несколько дней после слушаний и отчёта главы района. Частичный запрет на строительство, по словам Шульмана, касается исключительно участка Резникова. В остальных случаях в зонах может действовать только ограничение по высоте – строения должны быть не выше 54 метров.

– Например, если кто-то в Нижнеподпольном задумает строить здание, ему нужно будет отправить запрос в Росавиацию. Ему ответят, что здание должно быть высотой не более 54 метров. А у нас по правилам землепользования и застройки в доме может быть не больше трёх этажей.

На вопрос о том, планирует ли «Доступное небо» расширяться, Марк Савельевич ответил, что аэроклуб может удлинить взлётно-посадочную полосу на 200 метров, «но это не принципиально».

Сельский курятник против частной авиации

Точку в истории этого конфликта – бизнес-интересов, как считает Шульман, или интересов селян и аэродрома, как считает Резников – поставит администрация Аксайского района.

Именно ей предстоит утверждать и генплан поселения, и приаэродромную территорию.

Аэроклуб «Доступное небо»

Глава Ольгинского поселения Александр Харсиев, отчитываясь в феврале перед жителями за 2018 год, отметил, что этот вопрос «вызывает у людей большие переживания».

Присутствовавший на встрече депутат Законодательного собрания Ростовской области Сергей Рожков обещал во всём разобраться.

– Моё мнение: здесь должны жить жители Ольгинской, а не самолёты летать! Сейчас зон наделают, а потом жители не смогут кухню построить или курятник, – сказал Сергей Владимирович, пошутив, что, похоже, Ольгинская превращается в Нью-Васюки.

Пошутил – и попал в точку. Спустя несколько дней «БизнесЭйр» принёс в районный отдел архитектуры проект при­аэродромной территории. Среди документов была справка о перспективе развития аэродрома Ольгинский. Владелец планирует до 2025 года реконструировать взлётно-посадочную полосу, чтобы она могла принимать самолёты типа Gulfstream G650. Это воздушные судна бизнес-класса, вмещающие от 11 до 18 человек. Относятся к малой авиации, хотя по внешнему виду маленькими их не назовёшь: по длине, размаху крыльев и весу Gulfstream G650 сопоставим, например, с Sukhoi Superjet 100 (вместимость «Сухого» – до 98 человек). Периодичность будущих полётов – раз в неделю.

Впрочем, до тех пор пока планы «Доступного неба» осуществятся, аэроклубу придётся отстоять своё право на взлётно-посадочную полосу – потому что Южная транспортная прокуратура всё-таки усмотрела нарушения, о которых говорил Роман Резников. В частности, то, что «БизнесЭйр» не получил правоустанавливающие документы на все земельные участки, занятые аэродромом, а категория этих участков не позволяет использовать их в целях эксплуатации воздушного транспорта.

«Аэродром “Ольгинская” подлежит незамедлительному исключению из Государственного реестра аэродромов и ветродромов гражданской авиации Российской Федерации», – написал начальнику Южного МТУ Росавиации заместитель транспортного прокурора Андрей Галушко.

Судя по всему, теперь события будут развиваться по принципу «кто быстрее»: Росавиация исключит аэродром или комиссия Аксайского района утвердит новый генплан – устранив тем самым нарушения, допущенные Росавиацией три года назад.

Александра КОРЕНЕВА 
Аксайский р-н, 
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин