Ребёнок – наш главный проект

Поэтому курсы родительской грамотности не помешают

За последнее время произошло два резонансных случая подросткового насилия: массовое убийство в Керчи и теракт у здания ФСБ в Архангельске. Что творится с молодёжью и можно ли это предотвратить, мы спросили у эксперта – руководителя психологического центра «Интеграция» Инны Ляховой. Она много лет работает с трудными подростками и их семьями. 

– Инна Александровна, почему добрые и хорошие дети вдруг становятся трудными подростками? Где отправная точка?

– В раннем возрасте. Тогда человек переживает сразу три кризиса. Первый – кризис рождения, протекает с нуля до одного года, когда формируется представление о мире. Ребёнок пытается понять, насколько он безопасен и насколько можно ему доверять. Если в этот период были трудности, возникнет напряжение в течение следующего кризиса развития в период с трёх до пяти лет. У ребёнка появляются первые признаки автономности, пробуждается первый протест. Малыш осознаёт, что у него есть своё мнение, и если в семье это не признаётся, то внутри ребёнка происходит излом и он начинает подавлять агрессию и приспосабливаться под обстановку. Отсюда дальнейшие проблемы. В жизни ребёнка должен присутствовать полный набор эмоций: и ненависть, и любовь, и гнев, и радость. Только тогда он сможет научиться взаимодействовать с миром. 

– Что делать родителям для того, чтобы разобраться с этими трудностями?

– Ребёнок – это наш главный проект, который мы выпускаем в этот мир и который призван сделать его лучше. Я за то, чтобы родительскую грамотность, может быть, даже преподавали в школе, чтобы люди понимали, какая это большая ответственность. Родители должны служить для ребёнка опорой и давать ему проявлять эмоции в полной мере.

Запрет агрессии блокирует и любовь. Важно не удерживать эту энергию, потому что рано или поздно она взорвётся, и произойдёт это именно в подростковом возрасте. Если в семье нет порядка, он начнёт искать его на улице, в криминальном обществе, потому что там всегда есть какие-то чёткие законы. Ребёнку нужно объяснять, что хорошо, а что плохо и за что какую ответственность он несёт. 

– Можно ли утверждать, что ребёнок находится в поисках системы ценностей, в соответствии с которой он может жить, но иногда семья не даёт ему этого сделать?

– Если в семье этой системы нет, он будет искать её за её за пределами. Хорошо, если это будет, например, спортивный тренер, а не криминальные группировки. Там всегда есть лидер, как и в здоровой семейной системе. Лидер – это не тиран, который решает за всех, а человек, который имеет право двух голосов и берёт на себя ответственность за двоих.

– В какой момент можно упустить ребёнка?

– Чаще всего это момент гормональной перестройки, которая начинается в 12 лет. Подросток напуган своим состоя­ниям и перепадами настрое­ния. Это такое время протеста, которое надо пережить. Ему надо полностью отделиться от семьи и ощутить себя отдельной личностью. В этот период подростку предстоит решить две сложнейшие и взаимоисключающие задачи – осознать и принять свою идентичность и получить подтверждение своего принятия среди сверстников.

– Какие семейные факторы приводят к негативным последствиям?

– Чаще всего речь идёт об игнорировании ребёнка как личности и отсутствии границ семьи, отсутствии в семье традиций и ритуалов, которые формируют ощущение принадлежности к семье как к чему-то большему. Эмоциональное насилие часто является тем фактором, при котором подрос­ток может проявлять агрессию и выплёскивать её на более слабых членов социума.

– Как проявляется эмоциональное насилие?

– Эмоциональное насилие – это когда за ребёнка решают, что он будет делать вплоть до того, в чём он будет одет, где ему учиться и с кем ему дружить. Это может происходить в любом возрасте. Для ребёнка непонятно, когда ему говорят, что нужно что-то сделать, потому что потом он будет лучше жить. Он боится лишиться любви родителей, поэтому приспосабливается и начинает подавлять свою злость или вымещать её на других.

– Как могут повлиять на ребёнка отношения в школьном коллективе?

– Это во многом зависит от учителя и сотрудничества родителей со школой. Им важно действовать сообща. У каждого ребёнка появляется своя роль в коллективе. Это своеобразная социальная тренировка, когда человек занимает своё место в группе людей, учится взаимодействовать с теми, у кого другие взгляды и цели. Учителям не надо создавать видимость, что все должны любить друг друга. А агрессию надо не подавлять, а направлять в нужное соревновательное русло. Если в коллективе появляется козёл отпущения, то это сигнал о том, что нет здорового выхода агрессии. 

– С какими трудностями вам приходится сталкиваться в своей работе?

– Сейчас появилась такая тенденция. Родители абсолютно не готовы к тому, что их ребёнок будет отделяться, к тому, что он вырос и его надо отпус­тить из семьи. Они приходят в те моменты, когда сталкиваются с серьёзной агрессией своего сына или дочери. Один из факторов – употребление веществ, изменяющих сознание. Родители уходят в отрицание, а это самые сложные случаи. Им хочется сохранить образ порядочной благополучной семьи, они не хотят принимать того, что эта проблема коснулась и их. С детьми работать очень просто: они искренние и настоящие, они откликаются и действительно ищут опору. 

– Вернёмся к массовому убийству в Керчи и теракту у здания ФСБ в Архангельске. Почему эти подростки пошли на такой шаг?

– Это просто была последняя капля, которая вырвалась в такую ярость. Чтобы такой взрыв произошёл, должно было очень много накопиться аннигиляционной агрессии. Для них прекратить отношения можно, только убив кого-то. Скорее всего, это произошло из-за невозможности отделиться. Ярость накапливалась и в какой-то момент вырвалась таким вот страшным образом. 

– Но ведь они убили не только людей вокруг, но и себя самих. 

– Так и выражается агрессия: сначала я убью тебя, а потом себя. Сначала она идёт во внешний мир, но это какой-то тупик, и необходимо какое-то логическое завершение. Это и есть состояние аффекта. Это обычная тенденция у само­убийц: у них столько боли, что надо с собой сделать что-то, чтоб её не было. Есть три токсичных чувства, которые приводят человека к самоубийству: обида, стыд и страх. Чем больше ребёнок выразит агрессии во время трёхлетнего кризиса, тем меньше с ним будет проблем в подростковом возрасте. 

– Что делать родителям, чтобы такие события можно было предотвратить?

– Родители сами должны помочь ребёнку стать отдельной личностью со своей собственной опорой. А если родитель чувствует очень сильный страх в этот момент, ему надо срочно бежать к психотерапевту. У нас есть проект «В моей семье подросток. Что делать?». Он социальный и бесплатный. Каждую четвёртую субботу месяца с 12:00 до 15:00 в Донской государственной публичной библиотеке мы проводим лекции с участием психотерапевтов, педагогов, нейрофизиологов, юристов. И это лучшие специа­­листы в своём деле. И очень грустно, что в последний раз к нам на лекцию пришло всего четыре человека. 

– Ребёнок попал в плохую компанию, начал что-то употреб­лять, возможно, совершает противоправные действия. Что делать?

– Прежде всего важно не пугаться. Необходимо обсудить эту ситуацию на семейном совете, легализовать её и обсудить дальнейший план действий. Затем необходимо пригласить ребёнка и обсудить это с ним. Нужно понять, что происходит и почему ребёнок начал уходить от семьи и искать поддержку на стороне. Ребёнку нужно показать, что мы действительно его любим и действительно хотим помочь. Может произойти чудо, он обрадуется, что на него обратили внимание, и перестанет безобразничать. Главное, чтобы это не вылилось в устойчивый паттерн. Семья может вырулить из трудной ситуа­ции, только когда она сплачивается. Если семья начинает расщепляться и обвинять друг друга во всех бедах, ребёнку будет не на кого опереться, он не сможет чувствовать себя в безопасности и не сможет благополучно прожить и без того сложный для него кризисный период.

Глеб ГОЛОД

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин