Обновились – и хватит
Правительство России собирается в пять раз сократить финансирование программы 1432
За последнюю пятилетку российские производители сельхозтехники сделали рывок, который и не снился другим отраслям экономики. Они обновили половину модельного ряда, а выпуск продукции увеличили втрое. Но стремительное развитие машиностроения может скоро закончиться – вместе с сокращением господдержки.
Путина и Думу проигнорировали
В конце сентября правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов. Этот документ показал, сколько средств и на какие цели государство собирается тратить в ближайшее время. Из него производители сельхозтехники с удивлением узнали, что финансирование программы 1432, по которой аграрии могут приобретать сельхозтехнику со скидкой, составит только 2 млрд рублей.
Для сравнения: в 2016 году выделялось 11,2 млрд, в 2017 году – 15,7 млрд, в 2018-м – 10 млрд рублей.
– Условия для промышленного производства в России далеки от оптимальных. <...> Пять лет тому назад правительство запустило субсидию, которая выровняла условия конкуренции, сделала технику для крестьян более доступной. Впереди ещё много работы по развитию сельхозмашиностроения и сельского хозяйства, но в 2019 году эта работа может быть остановлена, – написал в своём блоге президент ООО «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин.
От имени ассоциации общественный деятель направил письмо помощнику президента России Андрею Белоусову, в котором перечислил, каких результатов добились заводы благодаря господдержке.
Константин Бабкин отметил, что в феврале на совещании в Ростове-на-Дону Владимир Путин поручил увеличить финансирование программы 1432, а в июле аналогичную рекомендацию приняла Госдума РФ. Однако поручение президента осталось не исполнено, постановление ГД – проигнорировано, а в проекте бюджета страны значится прежняя цифра – 2 млрд рублей.
Для аграриев эта сумма означает, что в новом году купить сельхозтехнику сможет только каждый пятый – по сравнению с 2017 годом, или каждый седьмой – по сравнению с 2016-м.
Денег много не бывает. Или бывает?
Дать больше средств на программу 1432 производители техники периодически просили и раньше.
В 2017 году изначально в бюджете было заложено только 13,7 млрд рублей, но спрос на технику был настолько велик, что уже к середине лета заводы исчерпали весь лимит субсидий. «Росспецмаш» после многочисленных выступлений на встречах и форумах добился своего: государство перечислило из резервного фонда дополнительно
2 млрд рублей.
– С такой ситуацией, с угрозой остановки господдержки, мы сталкивались и раньше. Но тогда был вице-премьер Аркадий Дворкович. Он как курирующий и сельское хозяйство, и промышленность вмешивался, и вопрос с финансированием решался. Сейчас такого объединяющего вице-премьера нет, – написал в своём блоге Константин Бабкин.
В конце прошлого года производители сельхозтехники утверждали, что 10 миллиардов рублей на 2018 год не хватит. Правительство собиралось снова пойти навстречу: в начале февраля замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов говорил, что объём бюджетных средств может вырасти до 15 млрд рублей. Но жизнь, как говорится, распорядилась иначе.
Машины и оборудование в России просто перестали покупать. За девять месяцев этого года производители сельхозтехники не смогли освоить и половины от тех 10 миллиардов. По данным Минсельхоза на 4 октября, остаток субсидии составил более 5 878 млн рублей.
«Мы не виноваты, что у наших покупателей нет средств»
Почему субсидия оказалась невостребованной, «Крестьянин» спросил у заместителя директора «Росспецмаша» Дениса Максимкина.
Денис Андреевич объяснил, что цифры, указанные на сайте Минсельхоза, не отражают реальности: между покупкой техники и возмещением скидки существует временной разрыв.
– Договор нужно зарегистрировать, составить акт приёма-передачи. Там, где техника приобретается в лизинг, необходимо оформить документы с лизинговой компанией. На то чтобы подать документы в Минсельхоз и на то чтобы ведомство приняло решение о перечислении субсидии, тоже нужно время, – объяснил процедуру Денис Максимкин. – Мы рассчитываем, что все документы отправятся в Минсельхоз в октябре – ноябре, до конца ноября субсидия будет полностью выбрана.
Но в первой половине года технику действительно покупали неактивно – сказались низкие цены на зерно.
– Сельхозпроизводители либо держали пшеницу до марта, ожидая приемлемых котировок, либо продавали урожай практически по себестоимости, чтобы хоть как-то обеспечить себя семенами и топливом к посевной. В обоих случаях у аграриев не было свободных денег, которые они могли бы потратить на сельхозтехнику.
Усугубили положение ещё два фактора. Во-первых, субсидирование железнодорожных перевозок стартовало слишком поздно. Постановление было подписано только 20 декабря, хотя можно было сделать это и в начале сентября. Несколько месяцев хозяйства не могли вывезти лишнее зерно на экспорт. Во-вторых, льготное кредитование развернулось только в начале мая.
– Выборка субсидий от нас, производителей техники, не зависит. Мы не виноваты, что у наших покупателей не было денег, – говорит Денис Максимкин.
С августа ситуация на рынке стала улучшаться. С одной стороны, растениеводы увидели более высокие цены на пшеницу. С другой – правительство увеличило скидку с 15% до 20%.
– Это существенно стимулировало спрос, – продолжает Денис Максимкин. – Например, могу сказать о Петербургском тракторном заводе: после опубликования постановления, остатки тракторов на дилерских складах были сметены буквально за три дня. По крайней мере, в Центральной части России их раскупили моментально. Похожая ситуация и у других производителей.
«Росспецмаш» рассчитывает, что в ноябре-декабре хозяйства будут активно приобретать машины и оборудование. Новые договоры, заключённые в этом году, потребуют дополнительно 1-2 млрд рублей и, вероятно, станут переходящими остатками на следующий год. То есть в 2019 году как минимум половину субсидии съедят «старые» продажи. А на новые останутся копейки.
Если, конечно, ко второму чтению федерального бюджета правительство не добавит ещё несколько миллиардов.
– Мы скидкой пользовались неоднократно. Деньги выделять надо, – говорит фермер из Пролетарского района Алексей Жданов.
Его хозяйство по программе 1432 приобрело два «кировца» и три комбайна «Акрос». В основном обновление парка сельхозтехники произошло в 2017 году, в этом купили только один трактор.
– Можно было бы взять прицепные орудия, но покупки по технике пока приостанавливаем, – говорит Алексей Жданов. – Острой необходимости нет, и нет лишних денег: стоит задача продержаться до урожая 2019 года, не привлекая заёмные средства. Потому что кредитный ресурс, к сожалению, съедает всю прибыль предприятия. Время пришло такое, что надо потихоньку переходить на собственные средства.
Александра КОРЕНЕВА