Живёшь в селе, а платишь, как в городе
Тарифы на коммунальные услуги в сельской местности растут порой быстрее, чем в мегаполисах
В августе жители Ростовской области получили квитанции на оплату услуг ЖКХ за июль. Почти все заметили, что тарифы выросли. Обоснованно ли? Как государство за этим следит? Мы попросили рассказать об этом руководителя Региональной службы по тарифам (РСТ) Ростовской области Алексея Лукьянова.
– Алексей Владимирович, к нам в редакцию поступило обращение жителей Октябрьского сельского района о значительном повышении стоимости кубометра воды. На сайте одной из основных водоснабжающих организаций ГУП РО «УРСВ» сообщается об изменении тарифа. С 1 июля он составит 71,83 рубля, а был 52,79 рубля. Это действительно так?
– Тарифы на коммунальные услуги могут увеличиваться только раз в год, с 1 июля. Но не более чем на 5,7% – это закреплено законодательством.
С 1 июля 2018 года тарифы на электроэнергию для населения увеличились на 3%. На газ от 1,9 до 3,4%. Рост тарифов на тепловую энергию в среднем по Ростовской области составил порядка 3%, но по части теплоснабжающих организаций более 3,5%.
– А что же с тарифами на воду?
– Тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2018 год установлены РСТ с минимально возможным ростом. По большинству водоснабжающих организаций не превысили 2%.
– Но в Октябрьском районе такая разница: 71,83 рубля и 52,79 рубля – это не 2% и даже не предельно допустимые 5,7%! Почему?
– Тариф 71,83 рубля установлен для предприятия ГУП РО «УРСВ» по итогам экспертизы расчётов и является экономически обоснованным. Население же Октябрьского района платит за воду не по тарифу, установленному для предприятия, а по тарифу с учётом снижения уровня платы граждан, в соответствии с федеральным законодательством, с целью защиты населения, то есть значительно ниже. Это снижение определено постановлением администрации Октябрьского района. Вот, например: до 1 июля 2018 года экономически обоснованный тариф для предприятия ГУП РО «УРСВ» составлял 70,42 руб./куб. м, а с 1 июля он вырос до 71,83 руб./куб. м. То есть рост составил всего 1,97%.
Компенсирует выпадающие доходы предприятию в данном случае бюджет. Причём в большей части – областной. Поэтому население района до 1 июля 2018 года платило за воду 52,79 рубля, с 1 июля оплата составит 55,79 рубля. Это 5,7%, а значит, в рамках предельных индексов роста.
– Значит, водоканал на сайте указал не тот тариф, который селяне должны увидеть в квитанциях! А что если это касается не только водоканала и не только Октябрьского района? А что если коммунальщики и в квитанциях другой тариф укажут? Кто за этим следит?
– Если в квитанции указан тариф, который вы считаете необоснованным, вы можете обращаться в Региональную службу по тарифам. Мы занимаемся мониторингом, каждый месяц запрашиваем в муниципальных образованиях – а их 420 – данные о фактически сложившихся платежах граждан и следим, чтобы не было превышения установленных 5,7%. А РСТ, в свою очередь, в части установления величины тарифов контролирует Федеральная антимонопольная служба. В случае несогласия с нашими решениями потребители вправе обращаться в ФАС России.
– А бывало такое, чтобы РСТ наказывала коммунальщиков за необоснованное применение тарифов?
– Да, но, как правило, действия организаций не носят преднамеренный характер. К предприятиям, оказывающим коммунальные услуги, строгие требования: они должны раскрывать информацию о своей работе на сайтах и в СМИ, ежегодно обращаться к нам с тарифной заявкой, обосновывать свои расходы – это весьма трудоёмко и требует компетентности… Был случай с одной организацией, для которой водоснабжение не профильная деятельность. Просто в селе это было единственное предприятие, и оно снабжало население водой. В 2014 году для них был установлен определённый тариф, а с 2015 года они к нам уже не обратились с заявкой. Но воду продолжали поставлять по старому тарифу – такой у них был социально ориентированный подход. К нам поступило обращение, что население снабжают водой по неутверждённому тарифу. Мы его рассмотрели, выявили нарушение законодательства, составили протокол, выписали штраф 100 тысяч рублей для юрлица и
5 000 рублей для должностного лица.
– Как я понимаю, после этого у них пропало желание снабжать хутор водой?
– Вопрос не к РСТ. Я просто хочу объяснить, что при работе в сферах деятельности, в которых цены по законодательству подлежат госрегулированию, нельзя допускать вольностей, так как каждое действие ресурсоснабжающей организации и регулирующего органа контролируется соответствующими структурами.
– Население привыкло, что цены на коммуналку постоянно растут. А почему это происходит?
– Стоимость электроэнергии и газа для потребителей зависит от установленных на федеральном уровне показателей. А тарифы на воду, водоотведение и тепловую энергию устанавливаются РСТ. Кроме различных технологических факторов основная причина роста тарифов в сфере водоснабжения – инфляция, рост стоимости электроэнергии, фонда оплаты труда.
– А какие зарплаты в этой сфере?
– При расчёте зарплаты персоналу предприятия руководствуются отраслевыми тарифными соглашениями. Все затраты, которые включены в тариф, проходят тщательную экономическую экспертизу, и мы включаем только те затраты, которые необходимы организациям для безаварийного и качественного предоставления услуг.
– А есть факты, когда представленные организациями затраты отклоняются?
– Это происходит достаточно часто. В 2018 году разница между тарифными заявками организаций и расходами, учтёнными в тарифных решениях, составила порядка 30%.
– Вы отслеживаете качество услуг, например, чтобы вместо питьевой воды людям не поставляли техническую?
– Этот вопрос не относится к компетенции РСТ. Что касается питьевой и технической воды – тарифы на неё устанавливаются нами по заявительному принципу. Заявляет организация тариф на питьевую воду – прилагает данные экспертизы, подтверждающие качественные показатели воды. Ими мы и руководствуемся. Так же с технической водой. Но в некоторых случаях тарифы на техническую воду могут быть выше, чем на питьевую.
– В тарифы ещё включаются затраты на инвестиционные программы, например замена водопровода. А кто следит за их эффективностью, чтобы, например, одни и те же трубы не меняли каждый год на бумаге?
– В сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения действует порядок, согласно которому сети старше пяти лет запрещено передавать в аренду, а только в концессию. При этом концессионер обязан выступить инвестором и провести модернизацию сетей и оборудования так, чтобы потери и затраты организаций на предоставление услуги со временем уменьшались и тариф для населения снижался. Эффективность реализации этих программ мы контролируем и всю информацию об этом размещаем на своём сайте. При утверждении нового тарифа мы учитываем фактическое исполнение тарифной сметы в предыдущем периоде. Всё анализируем, все договоры со сторонними организациями проверяем. Проверяем, соответствуют ли цены закупок рыночным. Если смета не освоена – это касается и средств инвестиционной программы – заявленная сумма учитывается при корректировке тарифа. Таким образом в 2017 году мы провели 44 проверки и выявили необоснованные расходы организаций на 44,264 млн рублей. Организации были оштрафованы на 4,128 млн рублей.
– Долгое время тарифы на коммунальные услуги в сельской местности были ниже, чем в городах. Это было одной из косвенных мер государственной поддержки села. А сейчас, судя по заявлениям СМИ, происходит унификация тарифов. С чем это связано?
– Единственной сферой, где понижающий коэффициент для сельской местности закреплён законодательно, было и остаётся снабжение электроэнергией. Для сельского населения установлен понижающий коэффициент 0,7. Кстати, в нашем регионе он установлен на предельно низком уровне. В других регионах встречается 0,8 и выше. Что касается других сфер – водо- и теплоснабжения, – здесь играет роль множество факторов. Как правило, чем выше плотность населения, тем меньше тариф. В сельской местности тарифы на воду могут быть ниже, чем в городах, только за счёт небольшого размера сети, или если организации не заявляют потери, или если штат персонала небольшой и один сотрудник исполняет несколько производственных функций.
– Что нового ожидает сельских жителей в сфере коммунальных платежей в ближайшее время?
– С 1 января 2019 года появятся региональные операторы, которые обязаны обеспечить сбор, вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов. Уже определены восемь зон в регионе, в каждой из них будет работать один такой оператор. Все региональные операторы уже подали в РСТ заявки на установление тарифа. Очевидно, что услуги региональных операторов могут быть выше той суммы, которую население привыкло сейчас платить за сбор и вывоз отходов.
Специфика сельской местности в том, что там изначально низкий уровень охвата населения этими услугами. Региональный оператор обязан утилизировать мусор только на утверждённые полигоны и несёт ответственность за появление стихийных свалок. Он должен обеспечить сбор и вывоз мусора с каждого двора, независимо от его удалённости от места захоронения отходов – этим и обусловлено вероятное повышение стоимости услуги. Если прежде в городах жители из-за большой плотности населения платили за вывоз мусора меньше, чем селяне, то теперь в городах и сёлах в пределах одной зоны будет установлен единый для всех тариф. Важный момент: основой для расчёта платежа будут служить нормативы накопления. Как известно, в городе и селе объёмы образования твёрдых коммунальных отходов разные. Какими будут тарифы на услуги региональных операторов, говорить рано: расчёты ещё не окончены.
Инга СЫСОЕВА