Красное, белое, донское

Как восстановить винодельческую отрасль в регионе?

Заниматься виноградарством на Дону – затея рискованная, заявило министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на недавней пресс-конференции в «Дон-медиа». В чём риски? Виноград подвержен вымерзанию из-за северных погодных условий. Кроме того, слишком часто бывают неурожаи. С 1980-х годов производство винограда рухнуло с 70 до 5-6 тысяч тонн, а общая площадь виноградников сократилась в пять раз. Как поднять отрасль на ноги и что для её развития делают руководители крупнейших винодельческих предприятий региона?

Кооперировать виноделие с туризмом

Чтобы поспособствовать развитию винодельческой отрасли в Ростовской области, в сентябре 2015 года эксперты создали территориальный кластер «Долина Дона». Его основная деятельность – образование, развитие эногастрономического (искусство сочетания вин с определёнными блюдами) туризма, а также меж­отраслевых производственных связей и создание одноимённой фирменной торговой сети. 

Поначалу в кластере было семь участников. Организаторы постарались заинтересовать представителей всех сфер существования отрасли. Научную представлял Всероссийский НИИ виноградарства и виноделия имени Я.И. Потапенко, банковскую – ВТБ-банк, производственную – крупнейшие винодельческие и туристические предприятия региона. За три года существования кластера число его участников увеличилось до семнадцати. 

– Нам многое удалось благодаря тому, что мы стали участниками винного кластера, – сказал директор по развитию ООО «Донское винодельческое хозяйство “Эльбузд”» Владимир Гончаров. – Например, появились дополнительные возможности привлечения научных лабораторий и технологий. Наше хозяйство включает в себя группу компаний. Есть гостиничный комплекс, рестораны. Мы видим растущий спрос со стороны туристов, гостей Ростовской области. Вот почему туризм стал одним из направлений, которое мы активно развиваем. В прошлом году провели много мероприя­тий, инфотуров. Неожиданно для себя я обнаружил, что за границей наблюдают за тем, как развивается виноделие на Дону. Вместе с этим, я заметил, что сами жители региона недостаточно информированы об объектах, которые можно посетить в выходные. Поэтому мы стали активно рассказывать о наших возможностях. В частности, подготовили календарь событий на текущий год, куда внесли даты всех наших мероприятий. 

«Искать фишку» в регионе

О том, почему развитие винного туризма – одно из наиболее перспективных направлений, рассказала директор департамента потребительского рынка региона Ирина Теларова.

– У Ростовской области есть все перспективы и условия для развития туризма, – считает она. – Кластерный подход к решению проблем виноградарства создаёт все предпосылки для развития смежных отраслей. Что касается туризма, то оно предполагает новый вид гастрономических и потребительских предпочтений. Таким образом, занимаясь производством, мы создаём условия для развития всех индустрий и делаем огромный вклад в экономику региона. Мы должны больше работать над популяризацией темы, развивать гастрономические маршруты, начиная от эногастрономического туризма. Ростовская область должна стать его центром, столицей. Это тот регион, где можно попробовать практически любую нацио­нальную кухню, что делает нас особенными. 

– С 2013 года мы начали заниматься туризмом, – сообщил директор ООО «Вилла Звезда» Игорь Губин. – В тот год запретили рекламировать алкогольную продукцию, поэтому для нас развитие туризма стало механизмом продвижения вина. Сейчас же винный туризм может рассматриваться как отдельная самостоятельная отрасль. Сами подумайте. Что интереснее всего в Ростовской области? Гастрономия и вино. В настоя­щее время развивается стратегия, как сделать Ростов-на-Дону гастрономической столицей России. Соглашусь с Ириной Вячеславовной: многие люди, приезжающие в Ростов, понимают, что здесь можно попробовать кухни разных народов. В рамках кластера были проведены инфотуры. Сейчас нужно доработать карту винных предприя­тий для развития туризма. Не все участники на ней указаны. В регионе уже появились авторские виноделы, готовые принимать туристов. Но не хватает массовости. Мы сталкиваемся с тем, что наши объекты «Вилла Звезда», небольшая винодельня, и «Усадьба Саркел», производящая и вино, и сыр, вместе принимают максимум две тысячи человек. Необходимо массово информировать людей о том, что на Дону есть виноградники. К сожалению, для многих это новость. Нужно говорить о том, что есть автохтонное виноградарство, а это уникальный пласт, культура и традиции Дона. Однако не стоит ограничиваться на этом. В наших планах выпускать продукцию, которая может быть не только продуктами питания, но и сувенирами, особенностями региона. Так, сколько я у столичных знакомых ни спрашивал, никто и не слышал о таких уникальных продуктах, как варенье из жердёлы и тютины. Или мёда из арбузов.

Не забывать о кадрах и казне

– Винодельческим предприятиям сложно получить лицензию. Но обиднее всего – когда трудный путь пройден, лицензия получена, а работать некому, – заметил Дмитрий Рудой, декан факультета «Агропромышленный» ДГТУ. – Поэтому в рамках образовательного проекта кластера на базе ДГТУ обучают студентов по специальности «Технология бродильных производств». Учащиеся проходят обязательную практику на винодельческих предприятиях Дона, умеют работать. К нам уже обращаются работодатели, нуждающиеся в наших выпускниках.

Чем поспособствует развитию виноделия и виноградарства государство? По данным минсельхозпрода, в прошлом году было выделено 33 миллиона рублей, в текущем – 28,5 миллиона. 

Винный кластер планирует увеличивать количество участников, расширять возможности обучения студентов-энологов, проводить мероприятия, которые заинтересуют население в донском вине – ярмарки, выставки, фестивали. 

Эксперты говорят об актуальности проблемы: на носу Чемпионат мира по футболу. Ростов-на-Дону посетит много иностранных гостей, важно не ударить в грязь лицом. Чем развлекать туристов? Гастрономией и вином, как заметил Игорь Губин. И лучше возить иностранцев по виноградникам. А то не дай бог забредут в какой-нибудь супермаркет и увидят, что бутылка вина стоит в два раза ниже цены по себестоимости. 

– О натуральности вин можно долго говорить. Если потребитель хочет быть уверен в качестве покупаемого вина, пускай почитает о его производителе. Если у него есть виноградники либо сотрудничество с ними, логично предположить, что вино оттуда. А если никаких виноградников нет? – спросил в заключение Губин и тут же ответил: – Значит, качественного вина тоже нет.

Ирина БАБИЧЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин