«Вся страна в заложниках!»
Жители Азовского района будут бороться за бесплатный проезд по М-4 «Дон»
Страсти вокруг введения платы за проезд по трассе М-4 в Ростовской области не утихают. Напомним, глава «Автодора» Сергей Кельбах предложил членам инициативной группы, выступающим против платной дороги, компромиссный вариант: местные жители будут оплачивать символическую стоимость – 50 копеек за въезд и 50 копеек за выезд. Якобы сделать проезд полностью бесплатным невозможно: это обрушит всю систему цифрового учёта на всей территории России.
Инициативная группа согласилась с предложенным вариантом. Но на пути к подписанию соглашения возник ряд непредвиденных сложностей. Первое – в предложенном «Автодором» тексте соглашения есть немало «белых пятен» и жители боятся, что льготный проезд после выборов президента будет отменён.
На прошлой неделе члены инициативной группы встретились с юристами «Автодора» и предложили внести в текст соглашения несколько поправок. Неожиданно для всех юристы отказались делать это – якобы поправки противоречат действующему законодательству.
– Мы пошли навстречу, нас об этом по-человечески попросили (согласиться на 50 копеек. – Прим. авт.). Но если наши условия не будут выполнены, 75 тысяч подписей и протоколы общих собраний мы направим президенту, а также выразим недоверие губернатору и главе правительства РФ, – пригрозил руководитель инициативной группы Валентин Гоголев. Он напомнил юристам, что их задача – подвести текст соглашения под нормативную базу, а не вставлять палки в колёса.
Эта встреча была рабочей, но не решающей. Видео с места событий опубликовано на сайте Agrobook.ru. Оно иллюстрирует отношение «Автодора» к местным жителям: даже несмотря на публичное обещание главы компании, людям приходится с боем отстаивать свои позиции.
Впрочем, и мнения местных жителей разделились. На собрании, которое прошло в Самарском, дискуссия о том, подписывать ли соглашение с «Автодором», заняла 2,5 часа.
Обнаружилось, что не все населённые пункты вписаны в текст соглашения. А главное, на что обратил внимание депутат Азовской городской Думы Станислав Потаков, все проведённые собрания не имеют никакой юридической силы.
– Существует процедура проведения публичных слушаний: текст соглашения должен быть опубликован в СМИ или на других информационных ресурсах в течение определённого времени, так чтобы каждый человек имел возможность с ним ознакомиться и внести свои предложения, – объяснил на собрании Станислав Потаков. – Организацией и проведением таких публичных слушаний могли бы озаботиться администрации – у них есть юридические отделы. Почему «Автодор» это не инициирует, я не знаю, возможно, для того, чтобы воспользоваться в будущем этими подводными камнями.
Другой важный момент – у жителей населённых пунктов, расположенных в зоне платного участка М-4, в принципе нет альтернативной бесплатной дороги, а это прямое нарушение федерального закона. Депутат уверен, что есть все шансы добиться в суде отсрочки запуска платной дороги до тех пор, пока не будет построена альтернативная дорога для селян.
– Почему «Автодор» приехал на встречу с вами и предложил проезд по 50 копеек? Не потому, что мы все вместе собрались и этим их напугали, а потому, что есть нарушения в законе, и они знают об этом, – сказал Станислав Потаков. – Как образовалась стоимость 50 копеек? Никто на этот вопрос не ответил, она не вписывается в методику расчёта. Эту сумму предложили просто для того, чтобы не разрушать систему платных дорог. А нам что с того? Пусть она разрушится. У нас сейчас есть возможность добиться прецедента в масштабах всей страны. Ведь не только вы, жители села Самарское, в заложниках, а вся большая страна!
Выступление депутата зал поддержал громкими аплодисментами. Атмосфера накалилась до предела. Представители инициативной группы несколько раз объявляли о голосовании, и, видя, что мало кто из присутствующих поднимает руку за то, чтобы подписать компромиссное соглашение, вновь и вновь объясняли все риски.
Главный аргумент, которым оперировали Валентин Гоголев и другие представители инициативных групп: «худой мир лучше постоянной войны».
– Если мы сейчас откажемся подписывать соглашение, платную дорогу всё равно откроют, но мы будем ездить не по 50 копеек, а по 50 рублей! – объясняли активисты. – Насчёт альтернативной дороги разговор тоже был, Кельбах проехал по этим дорогам, всё увидел и договорился с губернатором о выделении 4-5 млрд рублей на строительство и ремонт дорог.
Пока эти обещания звучат туманно. По-прежнему не решается вопрос о строительстве дороги в посёлок Опорный. Единственная дорога, которая связывает посёлок с внешним миром, межполевая, даже не значится на балансе администрации. Но в итоге большинство жителей всё-таки проголосовало за подписание соглашения, с тем условием, что в него будут внесены поправки, исключающие двоякую трактовку и возможность индексации или отмены льготы. Со своей стороны депутат Станислав Потаков заверил, что будет продолжать борьбу за бесплатный проезд для местных жителей.
– Давайте попробуем. Лучше попробовать и проиграть, чем сразу сдаться без боя, – высказались на собрании некоторые жители села Самарское.
Инга СЫСОЕВА