Всенародное обсуждение с заданным результатом

Народ дружно проголосовал против строительства Багаевского гидроузла, но вряд ли это что-то изменит 

Этот проект активно проталкивают транспортники и власти разных уровней. Столь же активно ему сопротивляются научное сообщество (за вычетом специалистов, причастных к его разработке) и местные жители. О том, как это происходит, мы писали, в частности, в материалах «Тринадцать футов под килем» и «Оставьте наш Дон в покое!» (см. «Крестьянин №№ 11 и 24).

На днях в четырёх районах Ростовской области прошли общественные слушания, на которых обсуждали один из главных документов грядущей стройки – Оценку воздействия на окружающую среду (специалисты называют его аббревиатурой ОВОС). Предварительный вариант ОВОС подготовила команда экспертов по заказу разработчиков проекта – московского АО «Акватик». 

Мы побывали на самом драматическом из этих мероприятий – в Багаевском районе, жители которого самой полной ложкой будут расхлёбывать последствия строительства. А в том, что гидроузел будут строить – вопреки всем протестам, да и здравому смыслу тоже, – сомнений остаётся всё меньше. 

А в это время...

О всенародном обсуждении возможных экологических последствий строительства гидроузла сообщила районная газета «Светлый путь». Мелким шрифтом, на девятой странице. Ещё, говорят, была какая-то публикация в газете «Транспортник России», но это неточно, поскольку эту газету, естественно, никто из багаевцев в глаза не видел. Назначили обсуждение на 10 утра в понедельник – исключительно «удобное» для работающего человека время. Сам ОВОС не стали вывешивать в интернете, а активистам выдали только резюмирующую часть, то есть главные выводы. И любезно предложили знакомиться с документом о четырёх томах в помещении районной администрации в рабочие дни и часы. 

Всё перечисленное, конечно, помогло пригасить всенародность обсуждения, но не совсем. Инициативная группа, когда-то стихийно возникшая в Багаевском районе, а потом официально зарегистрированная как общественное объединение, разнесла информацию по району. (Что интересно, члены инициативной группы говорят, что их самих никто не приглашал.) В итоге в багаевский Дом культуры пришли и приехали в общей сложности сто с чем-то человек из Багаевки, Манычской и Арпачина. Маловато, конечно: письмо с протестом против стройки подписали 3 тысячи жителей. С другой стороны, большинство подобных слушаний проходит в присутствии представителей администрации, разработчиков и пары-тройки любопытных. 

Председатель – замглавы района по сельскому хозяйству и экологии Виктор Гончар – сообщил собравшимся, какой регламент подготовила для них администрация. Согласно этому регламенту, гражданам предстояло прослушать без передышки десяток с лишним докладов в среднем по двадцать минут каждый. А потом те, кто предварительно записался, смогут задать вопросы и выступить «по теме».

Граждане удивились и запротестовали:

– Это что, партсобрание?

– Какой регламент? Мы за него не голосовали!

– Переизбрать председателя!

Но председателя никто не переизбрал – напротив, он сам велел «прекратить базар» и героически вёл собрание, не реагируя на выкрики из зала. Идея была кристально ясна: после трёх или четырёх часов одуряющей бюрократической жвачки народ просто разбежится. А кто не разбежится, тот уже ничего не будет соображать. 
Но не прокатило.

Как только первый докладчик взобрался на трибуну и забубнил что-то вроде: «Главным приоритетом для нас являются интересы населения...», – половина зала поднялась и вышла в фойе. 

А дальше началось то, что киношники называют параллельным действием. Оказалось, что две конфликтующие группы – президиум и жители Багаевского района– вполне самодостаточны. Докладчиков ничуть не смущало то, что в зале остались в основном пожилые люди, не захотевшие покидать удобные кресла. А в фойе тут же возникла стихийная пресс-конференция: инициативная группа и просто активные жители давали комментарии журналистам, операторы нацелили на них фото- и видеокамеры, независимые эксперты обменивались мнениями…

Очень интересно было ходить туда-сюда, наблюдая за двумя сюжетными линиями – унылым «партсобранием» в зале и бурным обсуждением в фойе. Словно кто специально срежиссировал по принципу «А в это время...». 

Кто платить будет?

Но сколько докладу ни читаться, а конец всё же будет. Похоже, что и члены президиума слегка ошалели от происходящего: они согласились сократить последние выступления до минимума и перейти к вопросам и выступлениям «с другой стороны».

– Пусть Вадимыч говорит! – единогласно решили багаевцы.

Вадимыч – Юрий Вадимович Малик, местный предприниматель, известный далеко за пределами Ростовской области винодел и один из самых уважае­мых граждан в Багаевке. Именно он фактически возглавил кампанию протеста против строительства гидроузла. Впрочем, «протест против строительства» – это не совсем точно. Малик требует очень простых вещей: чтобы оценка воздействия на донскую природу проводилась добросовестно, а не для галочки; чтобы её результаты честно обнародовали, а не прятали в кабинетах. И наконец, чтобы решение независимых (а не ангажированных кем-то) экспертов имело силу закона. 

Всё это воспринимается начальниками разных уровней как немыслимая крамола. 

Материалы ОВОС Юрий Малик (кстати, выпускник физического факультета Ростовского университета) сравнил со студенческой курсовой, надёрганной из разных источников. Причём источников сомнительной достоверности:

– Вот, например, расчёты стоимости восстановления пойменных лесов, которые пострадают при строительстве. На восстановление 1 гектара отводится – вдумайтесь – 15 тысяч рублей! Это сколько же деревьев можно посадить за эти деньги?

– Нас втягивают в целую цепочку постоянных затратных строек: ведь поднятие уровня воды в Багаевке повлечёт за собой необходимость строи­тельства плотины в Аксае, – сказал Малик. Он ещё раз перечислил катастрофические последствия бездумной реализации этого проекта, которые авторы ОВОСа либо сильно преуменьшили, либо вовсе проигнорировали (и о которых мы подробно писали в предыдущих материалах). В частности, неизбежный подъём уровня грунтовых вод (яростно отрицаемый разработчиками и лояльными к ним экспертами) погубит уникальные земли станицы Манычской и хутора Арпачин, на которых Малик выращивает свой виноград, а потом берёт призы на самых престижных конкурсах виноделов.

– Я буду отстаивать интересы своего бизнеса в суде, – заявил Малик.

Его поддержал руководитель ООО «Маныч-Агро» Анатолий Ротко:

– Я плачу за подачу воды по контракту 37 миллионов. А если поднимутся грунтовые воды, откачивать их – раз в пять дороже. Кто это компенсирует?

Африканские ёжики будут рады

– Багаевский гидроузел не решит ни одну из существующих проблем Нижнего Дона, а только создаст новые, – заявил зам. председателя Южного научного центра РАН по науке, доктор географических наук Сергей Бердников.

По его словам, прогнозируемого увеличения грузопотока на Нижнем Дону не случилось: в 2015 году вместо обещанного 21 млн тонн по реке перевезли всего 8,7 млн тонн; и к 2016 году ситуация не улучшилась. Ради этих мифических грузоперевозок всё и затевалось – а возить, кроме нефтепродуктов, оказалось нечего. Мало того, разработчики подсчитали доходы, которые получат судоходные компании, но не стали учитывать гигантские расходы по ликвидации последствий для донской экологии, которые лягут на местные бюджеты.

Рассматривать альтернативные варианты, кроме строительства гидроузла – а их немало, – они и вовсе не стали. 

– Российская академия наук имеет право – да и обязанность – проводить экспертизу крупных проектов, – продолжал Бердников. – Мы настаиваем, чтобы после сегодняшнего обсуждения администрация Багаевская района направила проект в ЮНЦ РАН на независимую экспертную оценку. Мы посмотрим, учтены ли те замечания, которые сегодня были высказаны, и дадим своё заключение.

Завотделом гидрологии и гидрохимии Института аридных зон ЮНЦ РАН Алексей Клещенков разобрал ОВОС более детально и нашёл там множество комичных нелепиц. Так, по мнению авторов документа, на Нижнем Дону обитают африканские ежи и ещё целый ряд животных, лапа которых в действительности никогда не ступала на донской берег. А особый предмет гордости разработчиков – «Математическая модель МГУ», с помощью которой якобы просчитывали возможные последствия строительства гидроузла – разрабатывался для Можайского водохранилища и для наших краёв никоим образом не годится. 

Неправильные селяне

– Мы, наверное, попадём в книгу Гиннесса, – предположила манычская учительница Марина Егоровна. – Станица в устье двух рек – а живём на привозной воде.
Об этом говорили многие: жители Багаевского района, особенно Манычской и Арпачина, попадающие в зону строительства, и сейчас мучаются, не имея ни нормальной питьевой воды, ни очистных сооружений. Стройка же сделает их жизнь просто невыносимой. Особенно неприятным выглядит то, что условия жизни в городке строителей прописаны довольно тщательно – а местные жители по факту оказываются людьми второго сорта.

– Вы собираетесь отгородить нас от Дона забором. Но у нас многие берут воду – и для питья, и для бытовых нужд – прямо из реки. Как им жить?

– Вы забираете наш пляж под стройку. Где нам купаться?

Представитель «Акватика» поторопился заверить, что с пляжем всё уже продумано. И даже продемонстрировал слайд, на котором стрелочками указаны «Садово-парковая зона» и «Пляж». 

– А как мы на этот пляж попадём? – удивились собравшиеся. – Там же через русло плыть нужно.

И услышали в ответ, что у каждой местной семьи уж наверняка есть плавсредство, так что проблем не будет.

Зал грохнул. Посыпались предложения оборудовать заодно уж и яхтклуб, потому как у каждой местной семьи уж наверняка где-нибудь стоит на приколе и небольшая яхта.

Некоторый конфуз вышел и с выступлением представителя ООО «СпецГеоТрансПроект» Максима Ошеровича, который почему-то так и не смог вывести на экран карту участков, попадающих под затопление и строительство.

– Я готов ответить каждому, подходите ко мне после заседания, – отбивался он от настойчивых требований. Обнародовать карту здесь и сейчас оказалось невозможным, «потому что там больше пятисот участков». Почему эти пятьсот участков нельзя было показать их владельцам и всем интере­сующимся – бог весть. 

В общем, возникало стойкое ощущение, что разработчикам очень мешают местные жители, которые путаются под ногами, требуют чего-то запредельного и совершенно не соответствуют их столичным представлениям о том, как должны вести себя скромные селяне, к которым наконец-то пришла цивилизация. 

* * *

Как уже было сказано, багаевцы дружно проголосовали против строительства гидроузла. Однако закон позволяет проигнорировать их мнение: при строительстве федеральных объектов общественные слушания проводят скорее для приличия. Людям говорят: «Спасибо, мы вас услышали», – и делают то, что запланировано. 

В конце декабря должно быть принято окончательное решение: проект пройдёт государственную экспертизу. Надежды на то, что эксперты завернут широко разрекламированный проект стоимостью 22 миллиарда рублей, почти нет.

Но всё же багаевцы – молодцы, правда?

Анна КОЛОБОВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экология
Газета: Газета Крестьянин