Будем брать качеством

Фермерская семья расширяет свой бизнес с помощью государственных грантов

О фермерах Колесниковых я писал не раз на страницах нашей газеты. Потому что есть о чём писать. У них с полтысячи гектаров земли, на которой выращивают зерновые, сахарную свёклу. Осваивают семеноводство. Колесниковы стали получателями большого гранта, который направили на строительство животноводческой фермы мясного направления. Сейчас работают над тем, чтобы получить статус племрепродуктора. Всё время в трудах, всё время в поиске. Два года назад попытали счастья получить ещё один грант на строи­тельство теплицы. Им это опять удалось. Сейчас осваивают новое для них направление.

Опыт – дело наживное

Фермерское хозяйство Колесниковых объединяет три семьи. Это отец, Александр Петрович, и два сына, Сергей и Дмитрий, у которых уже есть жёны, дети. Грант на теплицу получили в рамках программы «Начинающий фермер». Таковым стала жена Дмитрия Валентина. Она готовила документы на конкурс, в её бизнес-плане предусмотрено строительство теплицы в 300 квадратных метров для выращивания овощей. В минсельхозе края прекрасно знают семью Колесниковых. И то, что они не новички в фермерском деле, только стало плюсом, когда рассматривали заявку Валентины. Все понимали, что одну её в начале пути не оставят, будут помогать и словом, и делом.

Так оно и есть. Теплица построена во дворе дома Дмитрия и Валентины. Государство выделило под этот проект 665 тысяч рублей. Их как раз хватило на саму теплицу: фундамент, каркас, пластиковое покрытие. Фермеры решили, что строить надо основательно и не довольствоваться плёнкой, которая дешевле. Ей предпочли сотовый поликарбонат, дороже, но надёжней. А всё, что внутри теплицы – капельное орошение, грунт, примитивная дровяная печь – это за свои деньги. Всё обустройство теплицы обошлось Колесниковым примерно тысяч в 800.

Валентина взяла на себя основные работы по подготовке рассады, посадке, уходу за растениями. Но муж и деверь помогают ей во всём, особенно когда требуются мужская сила и организационные способности.

– Хоть я и агроном по специальности, но опыта в выращивании овощей в закрытом грунте у меня нет, поэтому вместе с Валей изучаем новые технологии, – говорит Дмитрий. – Дело это непростое. У нас в России только в последние годы стали активно строиться теплицы, поэтому опыта ещё мало, даже в солидных фирмах, занимающихся удобрениями, средствами защиты растений, мало квалифицированных специалистов, которые могли бы дать консультацию. А тепличники-частники, например, из Краснодарского края не всегда готовы поделиться своими секретами: зачем им плодить себе конкурентов. Так что приходится набираться опыта методом проб и ошибок.

– А может, это и хорошо, – включается в разговор Сергей. – В крупных тепличных хозяйствах активно применяется химия, овощи порой вообще выращивают без грунта, методом гидропоники. Нам такой опыт и не нужен, мы стараемся применять химию по минимуму, делаем ставку на экологичность.

Грунт менять каждый год

Валентина показывает мне своё хозяйство. Несмотря на то что уже начало мая, огурцы только начали плодоносить. Помидоры ещё и не цвели.

– Так поздно, потому что у нас в теплице нет, по большому счёту, отопления. Печка-буржуйка только для того, чтобы слегка подтопить, когда холодно или заморозки. Градусов до пяти мороза наша теплица победит, ниже – нет, – рассказывает Валентина. – Делать полноценное отопление, например на газе – это очень дорого для нас. Один только проект, то есть бумажки, будет стоить тысяч сто. А потом стоимость самого газа тоже высокая, гораздо выше, чем для бытовых нужд.

– Мы уже в экономике поднаторели. Поэтому подсчитали, что газ был бы целесообразен, если бы теплица имела площадь тысяча квадратов. Так что пока не спешим. Нужно или кардинально повышать урожайность, или строить ещё теплицу, или искать альтернативные источники отопления, – размышляет Дмитрий.

Конечно, если бы имелось стационарное отопление, отдача от теплицы была бы значительно выше с точки зрения урожаев. Можно было бы снимать первый урожай к Новому году, когда свежие овощи в большой цене. Менее опытные в экономике люди так и рассуждают, вкладываются в отопление, а потом выясняется, что овчинка выделки не стоит. Продавая огурцы по 200 рублей за кило, помидоры по 300, можно не отбить затраты. Тогда и начинаются разочарования, обиды на государство, которое втравило в бизнес, а он оказался нерентабельным.

– Нам кажется, что наш путь более надёжный, мы действуем по пословице «Тише едешь, дальше будешь», – говорит Валентина. – Даже без отопления получаем в год два урожая огурцов, один урожай помидоров. Это где-то десять тонн валом. Пусть в среднем цена в розницу за килограмм будет 100 рублей. Вот вам и миллион. Даже если половину откинем на себестоимость, 500 тысяч дохода имеем. То есть смысл заниматься теплицами есть, даже если за спиной нет такой экономической поддержки, как у меня. Другими словами, нормальная неленивая сельская семья всегда сможет прокормиться этим бизнесом. Пробуйте, не бойтесь!

– Я думаю, что малым хозяйствам надо не гнаться за валом, а делать ставку на качество продукции, – говорит Сергей. – Мы пытаемся идти этим путём. Например, в первый год получили очень хороший урожай, не применяя практически минеральных удобрений и ядохимикатов. Но на второй год появились болезни, снизился урожай из-за нехватки минеральных веществ в грунте. Пришлось «химичить». Поняли, что грунт надо полностью менять каждый год, если хотим получать экологически чистую продукцию. Это хлопотно, но не так уж и затратно. Так что теперь каждый год будем обновлять почву.

Уходить от монополии зерна

И всё же я не удержался и задал провокационный вопрос молодым Колесниковым.
– Зачем вам эта головная боль в виде теплицы? И так имеете экономически эффективное хозяйство. Получаете прекрасные урожаи зерновых, до 80 центнеров, сахарной свёклы за 300 центнеров, есть животноводство. Может, пора и остановиться?

– Когда-то у нас было почти тысяча гектаров земли, сейчас – пятьсот. Многие владельцы паёв хотят попробовать самостоятельно хозяйствовать и забирают свою землю. Мы в отличие от бывших колхозов не препятствуем им. Так что площади тают. А конкуренция такая в районе, что земли больше уже негде взять. Растёт и арендная плата за паи. А если учесть, что зерновой рынок постоянно лихорадит, то производство зерна становится всё более рискованным делом. Те же проблемы и с сахарной свёклой. А овощная ниша только расширяется, здесь огромные перспективы, – говорит Дмитрий. – Например, у Валентины в Гулькевичском районе Краснодарского края есть родственники, которые занимаются ранними овощами. У них всего 20 гектаров, но рентабельность их несколько сотен процентов. Весь район занимается этим бизнесом и имеет отличные доходы. Весной там всё забито фурами из Центральной России. Почему бы и нам не брать пример с краснодарцев? Пока наша тепличка – это, скажем так, опытная лаборатория, а дальше посмотрим.

– Я уже говорил, что фермеры и крестьянские подворья могли бы занять нишу экологически чистой продукции, на которую спрос растёт. Нашим мясом уже заинтересовались рестораторы из Ставрополя, они же присматриваются и к нашим овощам. Мы никогда не сможем конкурировать по количеству с крупными холдингами хоть на мясном, хоть на овощном рынке, а вот по качеству мы им форы дадим несомненно. В этом направлении и будем работать, – подытожил разговор Сергей Колесников.

Сергей ИВАЩЕНКО
ст-ца Расшеватская, Новоалександровский р-н,
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин