Количество не переходит в качество

Совет Федерации обеспокоен ситуацией с понижением классности выращенного зерна в России

В 2016 году в России впервые не собрано пшеницы второго класса, а доля зерна третьего класса упала до 24,5% (с традиционных 50%, которые собирали пять лет назад). Такие данные озвучены на совещании «О прогнозном балансе ресурсов и использования зерна в РФ» в Совете Федерации.

Сообщение о снижении качества зерна в России вызвало опасения общественности, что качественное зерно вывезли на экспорт и теперь его не хватит для производства хлеба. Слухи подогрело заявление Совфеда о том, что «по данным Росстата и некоторых экспертов хлебопекарного рынка, для производства хлеба в самом массовом сегменте используется зерно плохого качества. А растущие объём и динамика хлебопекарных “улучшителей” и хлебных смесей в РФ также являются косвенным доказательством падения качества хлебобулочных изделий и роста фальсификата в отрасли».

Министерство сельского хозяйства РФ было вынуждено опровергать слухи о дефиците качественного зерна.

– Переходящие запасы продовольственной пшеницы у нас оцениваются на конец сезона, это порядка 16 миллио­нов тонн. Безусловно, там большая часть будет зерна 4-го класса, – пояснил глава департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ Владимир Волик. – По отдельным регионам действительно есть перекосы. Большая часть качественной пшеницы – в Сибири, а внутренние перевозки по стране очень сильно ограничены. Но тот дефицит, который потенциально может быть – я бы не сказал, что он в явном виде существует.

Более чётко высказал позицию министр сельского хозяйства Александр Ткачёв, он назвал слухи о дефиците качественного зерна «провокацией». Его заместитель Джамбулат Хатуов заверил: «Никаких причин для беспокойства относительно качества пшеницы сегодня быть не может». По данным Хатуова, доля пшеницы третьего класса составляет лишь 20% от общего объёма экспорта, внутренних запасов достаточно для производства высококачественной муки.

Получилось, что обсуждение проблемы низкого качества зерна плавно перешло в констатацию проблем выпечки хлеба, а первоначальный посыл, прозвучавший на совещании в Совфеде, остался в стороне. Важно то, что на протяжении нескольких лет у российских аграриев нет экономического стимула производить качественное зерно в России. 

По данным директора ВНИИЗК им. Калиненко академика РАН Андрея Алабушева, современный уровень урожайности сельскохозяйственных культур в Ростовской области существенно ниже потенциальной урожайности сортов российской селекции. Так, например, потенциал озимой пшеницы используется донскими растениеводами только на 35,3%, озимого ячменя – на 43,7%, ярового ячменя – 27,1%, кукурузы на зерно – 31,1%, риса – на 63,7%.

Структура посевных площадей и подбор сортов научно не обоснованы: 77,1% в севообороте занимает пшеница. Не утешительны данные о рентабельности: экономическая отдача от производства зерна третьего класса составляет 56,2%, а фуража – 48,6%. Для сравнения, рентабельность производства зерна первого и второго классов составляет 22,1%.

При столь незначительной разнице между рентабельностью производства зерна третьего класса и фуража большинство сельхозтоваропроизводителей не стремятся повышать классность пшеницы. Тем более что это требует больших затрат, чем производство фуражного зерна.

Целью докладчиков в Совете Федерации было заявить об этой проблеме, с тем чтобы государство разработало механизм поддержки производителей качественного зерна. 
Замминистра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко считает, что для этого нужно привести в соответствие требования внутреннего баланса производства и потребления.

Сколько и какого зерна должно производиться в стране, должно быть отражено в Стратегии продовольственной безопасности страны.

Инга СЫСОЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоЭкономика
Газета: Газета Крестьянин