Совместное будущее
Что подвигает членов лабинского кооператива создавать общую собственность?
«Мы беднота, а значит нам нужен кооператив», – не самый очевидный в нынешнее время вывод. Тем не менее полтора десятка фермеров Лабинского района Кубани сделали его несколько лет назад. И теперь у них есть два кооперативных ангара для хранения зерна, скидки на покупку удобрений и планы по увеличению инвестиций.
...Свой первый кооператив, точнее, ТКХ (товарищество крестьянских хозяйств, а позже – СПК) «Коопхоз «Инициатива» Виталий Четверик создал ещё на заре 1990-х. Тогда эта форма объединения казалась самым удачным вариантом развития: по отдельности денег и земли у аграриев было немного, а вскладчину удалось даже построить небольшой ангарчик для зерна. В коопхоз вступило пять хозяйств, в почти неизменном виде предприятие существует и сейчас. Но только былые успехи остались позади.
– По сравнению с начинающими фермерами мы тогда стартовали неплохо, – вспоминает Виталий Четверик. Мы сидим в маленьком, но уютном вагончике прямо у него на ферме – отстроить здесь дом, чтобы «жить помещиком», фермер пока не успел. Зато ангар, техника и даже рукотворный пруд с рыбой – всё здесь, под рукой. – И земли хватало, несколько сотен гектаров... А потом смотрим – фермеры нас постепенно обходят. Принятие решений в производственном кооперативе проходит долго, по каждому поводу собрание. Несколько хозяев получается, и у каждого свои интересы. Один говорит: «Надо комбайн покупать», а другой: «Пора деньги делить».
Видя такую историю, Четверик задумался не о производственной, а о потребительской кооперации: так, чтобы обойтись без дележа прибыли и имущественных споров. Как сам говорит, долго не сомневался: раз решили, надо делать. Убедил окрестных фермеров работать сообща, и в 2012 году появился ССПК «Лабинский агросоюз». Одним из его участников стал и «Коопхоз «Инициатива». Председателем новообразованного предприятия выбрали Геннадия Пчелинцева, блестящего юриста с богатым опытом прокурорской работы. На его кандидатуре остановились неслучайно. К тому времени Пчелинцев уже несколько лет успешно отбивал «Инициативу» от «наездов» различных контролирующих органов. В общей сложности в судах рассмотрели более 20 дел.
– Изначально мы думали, что во главе угла будет юридическая защита членов кооператива, – говорит Виталий Четверик. – И по-своему это оправдалось – многие фермеры, не вступившие в кооператив, до сих пор в одиночку воюют, а толку нет. А мы отбились. Но хозяйственные вопросы вскоре вышли на первый план.
(Справедливости ради, в судах Пчелинцев ещё по-прежнему появляется – «Инициатива» пытается расширить земельный банк, но формально пустующие поблизости и никем не востребованные доли продают направо и налево неизвестным людям: «Крестьянин» писал об этом в статье «Паевые мошенники и неспешное следствие», № 49 от 9 декабря 2015 г.).
Поскольку основная часть членов кооператива – это мелкие фермеры (есть, например, те, у кого 60-70 га), то сбыт для них едва ли главная проблема. За небольшую плату (2% наценки), кооператив оказывает участникам агентские услуги по продаже оптовых партий зерна. Причём даже эта надбавка потом засчитывается аграриям в качестве части их членских взносов.
– Как это выглядит на практике? – рассказывает Геннадий Пчелинцев. – Если кто-то из членов кооператива собирается продать зерно, он оставляет заявку нам. Мы постоянно отслеживаем цены, плюс у нас уже сформирована своя база покупателей. Далее обращаемся к другим членам агросоюза: «Кто-то ещё готов продать по такой-то цене?». Набираем оптовую партию и реализуем её. Это получается дороже, чем если бы каждый продавал сам. При этом обязательств продавать зерно именно через агросоюз мы не накладываем.
– Так работать, конечно, выгоднее, – соглашается участник кооператива, фермер Михаил Сафонов. – Раньше мы продавали урожай кому попало, куда попало и без никаких документов. А сейчас товар лежит на складе. Оставил заявку, когда надо, и ждёшь, пока деньги поступят на счёт. И за сердце не хватаешься: придут деньги или нет. А когда-то бывало, и с концами урожай пропадал.
Похожая схема работы в агросоюзе сложилась при закупке удобрений, «химии»: оптовая партия всегда дешевле. Поэтому в кооперативе загодя планируют, кому, чего и сколько потребуется. А потом запасаются этим впрок. База проверенных поставщиков у аграриев тоже имеется.
Две этих «опции» – подешевле купить, подороже продать – уже делают кооператив привлекательным для участников. Вдобавок ко всему «Инициатива» предоставляет в пользование фермерам свой зерномёт. Его аренда обходится кооператорам в сущие копейки. Но Михаил Сафонов выше не зря упомянул про хранилище зерна. В своем «сотрудничестве» члены агросоюза пошли ещё дальше. Они начали создавать общую собственность.
Если не считать субсидиарную ответственность (коллективную «поруку» членов объединения при его задолженности), то как раз инвестиции в какое-либо совместное имущество – наиболее частое препятствие для развития кооператива. Инвесторы опасаются, что потеряют вложения в случае выхода из объединения, либо после его распада.
А потому работа предприятия зачастую сводится только к агентскому «сопровождению». Но в «Лабинском агросоюзе» эти страхи удалось преодолеть. Более того, по признанию самих участников, создание общей собственности они держали в голове изначально.
– Мы не крутяки какие-нибудь, мы беднота, – признаётся Виталий Четверик. – И ничем не рискуем, по большому счёту. Да, какие-то деньги надо вкладывать, но ведь чётко видно, как они будут возвращаться.
По словам Геннадия Пчелинцева, без строительства собственных мощностей по хранению оптовая продажа зерна оборачивается большими трудностями. Покупателю приходится собирать партию у фермеров «по частям».
Но «пробным камнем» для «Лабинского агросоюза» стал все же не ангар, а весовая. На неё потратили 1,3 млн рублей.
– На строительство весовой скидывались кто сколько может, – вспоминает Геннадий Пчелинцев. – Львиную долю изыскал из своих средств «Коопхоз «Инициатива». Остальные подтянулись.
Сейчас из 12 членов кооператива инвестируют в совместную собственность пять хозяйств. Выглядит это следующим образом. Решив на общем собрании, что именно строить, участники агросоюза распределяют траты: опять-таки по принципу, «кто сколько сможет». Доля участия каждого инвестора закрепляется в специальном соглашении. Если, не дай бог, кооператив развалится, этот документ станет основанием для раздела имущества между инвесторами. Хотя, как признаются кооператоры, у них есть мысли перевести всё «настроенное» в неделимый фонд: хочется, чтобы предприятие существовало как можно дольше.
По мере увеличения трат пропорции инвесторов меняются, раз в год председатель «подбивает бабки». От доли финансового участия зависит то, на какую площадь хранения в двух построенных ангарах может претендовать член кооператива.
– Хранилища у нас небольшие, по 1,44 га, – вздыхает Геннадий Пчелинцев. – Поэтому места не хватает даже для самих инвесторов. Но и это серьёзное достижение. Если бы каждый по отдельности вкладывался, то никогда бы не построил даже одного ангара. Всего за четыре года мы вложили в развитие кооператива больше 9 млн рублей.
Участники агросоюза признают: подобный проект привлекателен в первую очередь, для малых фермеров (хотя, к примеру, среди инвесторов кооператива есть даже фирма-поставщик СЗР и семян, ООО «Агро-Логистик». Для неё «Лабинский агросоюз» – это способ расширить клиентскую базу и вложение в инфраструктуру одновременно). Начиная с 2012 года, из кооператива ушла треть участников – в первую очередь крупные аграрии, имеющие собственные мощности для хранения продукции. Остались, как говорит
Четверик, «те, кто верит и понимает». Но в агросоюзе и не планируют «распахивать дверь» для каждого встречного.
– Мы внимательно смотрим на тех, кто приходит, – говорит Виталий Четверик. – У нас нет задачи набрать количество любым способом. Мы даже боимся этого, потому что малым кругом проще управлять, решать проблемы.
А проблем, точнее, задач, у «Лабинского агросоюза» хватает. Недавно в кооперативе вновь решили расширяться: строить зерноочистительный комплекс. Он позволит продавать зерно чуть дороже, благодаря высокому качеству.
Что будет вслед за ним – маслобойня или слесарный цех, аграрии пока спорят. Но это, в любом случае, приятные споры – они о совместном будущем. Многие более крупные кооперативы юга России могут о таком пока только мечтать.
Тимур САЗОНОВ
Лабинский р-н, Краснодарский край