Праздник демократии сквозь дежурные очки

Партию власти ругают, но голосуют всё равно за неё

В Больших Салах к восьми утра избиратели уже стоят под дверями. Едва выборы объявляются открытыми, люди торопятся поскорей проголосовать. В воскресный день работы у сельчан ничуть не меньше, чем в будний, а иногда даже больше: кто на базар поедет, кто к хозяйству поспешит. 

В чём особенности сельских выборов, я поняла, став членом комиссии с правом совещательного голоса по второму территориальному округу Большесальского сельского поселения. Отличий немало: начиная от традиционного армянского колорита и заканчивая «светским» отношением избирателей ко дню голосования. 

Жителям Больших Салов, села в Мясниковском районе Ростовской области, достались бюллетени аж трёх уровней сразу: помимо двух федеральных, состоялись и местные выборы собрания депутатов Большесальского сельского поселения. 

Во дворе школы установили надувной аттракцион для всех желающих. Звучат армянские национальные песни, а также хиты зарубежных исполнителей, классическая инструментальная музыка и даже шансон. 

При входе в зал голосования местные жители приветствуют друг друга, поздравляют с «праздником демократии». Тем, кто голосовал впервые, дарят на память авторучки. Кроме того, им предлагают сделать фото и выложить в социальные сети – два счастливчика могут выиграть смарт-часы или монопод. 

– Ой, а мне не видно ничего, – выходит из кабинки для голосования старушка и обращается к одной девушке из комиссии. – Я очки дома забыла. Что делать?

– Возьмите дежурные, – предлагает та. – Их кто-то давным-давно на выборах забыл. Теперь у этих очков важная социальная миссия: помогать делать выбор всем, у кого проблемы со зрением.

Около 10 часов председатель УИК Асмик Налбандян громко объявляет, что вскоре будет первый выезд к гражданам, которые не в состоянии прийти и проголосовать лично – например, по причине проблем со здоровьем.

Сказочная политика

С 10:30 до 15:00 меня сменяет наблюдатель Ирина Батуева. Выхожу во двор. Слышу, как троица только что проголосовавших юношей распевает песню «Выборы» Сергея Шнурова, с опаской поглядывая на участок. Текст-то провокационный, осторожность не повредит. 

По дороге меня догоняют две девушки, весело обсуждающие процедуру выборов. 

– А серьёзно всё, официально, – делится впечатлениями одна. – Ты за кого голосовала?

– За этого, как его... Ну, молодого такого, – отвечает другая.

– А у него хорошая программа?

– Ой, как будто делать больше нечего – там же их целый список! И что теперь, всех читать? – смеётся девушка. – Симпатичный же парень. Почему бы и не проголосовать?

На обратной дороге становлюсь свидетелем бурной политической дискуссии двух молодых избирателей. Они настолько увлеклись разговором, что не сразу заметили меня. А когда заметили, решили вовлечь в беседу.

– А вам не кажется, что с «Единой Россией» какой-то парадокс? – спрашивает один из них. – Забавно получается: все дружно эту партию ругают, а как только выборы – идут за неё голосовать. Как вы считаете, почему? 

– Я скажу тебе, почему, – тут же отвечает второй парень. – Менталитет у нас такой. Жаловаться, жаловаться – и ничего не предпринимать. Кто знает, что будет со страной, если к власти придёт другая партия? Людьми движет страх перед неизвестным. Да и вообще – мало кого действительно волнует, что со страной будет. Сплошная показуха – якобы переживают. А на самом деле что? Ничего.

(Вспоминаю, как утром мы с соседкой, представительницей партии, говорили про бастующих шахтёров в Гуково, которым не выдавали зарплату больше года – она сама из тех мест. К беседе подключилась одна из членов комиссии: «В Гуково живёт моя знакомая по университету. Её муж – один из тех пострадавших шахтёров. Как-то разговорилась с ней. «Не за тех голосуем», – сказала мне она, комментируя эту ситуацию. А на днях созванивались. Спрашиваю: за кого голосовать будешь? И что, вы думаете, она ответила? «За «Единую Россию». А за кого ещё?»)

– Почему вы думаете, что политика мало кого волнует? – спрашиваю юношей. 

– Столько этому подтверждений было, – говорит первый. – Минут пять назад подъезжает какая-то дамочка на иномарке. К ней подходит другая. Обнялись, расцеловались. Одна другой говорит: «Сто лет не виделись! А ты что, из Ростова в село голосовать приехала? Зачем? Ты же в городе квартиру снимаешь?» 

– И знаете, зачем? – подхватывает второй. – «На людей посмотреть и себя показать!» Так и сказала! Как в сказке, понимаете? 

– Всё у нас, как в сказке, – усмехается его товарищ. – Кроме политики.

Вскрытие показало

К вечеру избирателей становится так много, что к кабинкам образуются очереди. Комиссия старалась изо всех сил: быстро и понятно объясняли всё необходимое, заполняли документы и почти беспрерывно работали, несмотря на явную усталость. Асмик Налбандян, председатель участка, бдительно следила за всем, что происходило в зале голосования. Никаких отклонений от закона: если требовалось, например, оказать помощь слабовидящим, которым дежурные очки уже ничем не могли помочь, сначала фиксировали оказание помощи от местного жителя, не задействованного в работе комиссии, а потом помощник читал варианты выбора. 

В 20:00 голосование заканчивается. Но для членов комиссии начинается самая ответственная и тяжёлая часть работы: подсчёт голосов. Опечатанные урны – сначала выездные, потом из зала голосования – демонстрируют всем присутствующим, после чего вскрывают. Расфасовывают бюллетени по трём стопкам: выборы партий, кандидатов и выборы депутатов поселения. 

– Ну надо же, сколько бумаги, – удивляется один из наблюдателей. – И это только на нашем избирательном участке! А в масштабах страны? Одним маленьким леском стало меньше.

Подсчёт голосов – процедура открытая: всё происходящее снимают на камеру. Есть ли нарушения, покажет, как говорится, «вскрытие»: несоответствие статистических данных – первый признак. Асмик Налбандян громко оглашает волю избирателя, поднимает бюллетень и показывает его присутствующим. Каждому кандидату и каждой партии полагается отдельная стопка. Бюллетени заканчиваются, стопки пересчитываются, а результаты вносят в протокол. Статистику по каждому пункту и типу бюллетеней сообщают всем по нескольку раз – чтобы не возникало никаких вопросов. Всё совпадает, и это означает, что на данном избирательном участке никаких нарушений не было. Затем бюллетени пакуются и опечатываются – их ждут в территориальной избирательной комиссии.

– Работой членов комиссии я довольна, – говорит Асмик Клемонтьевна, когда всё уже закончено – в полвторого ночи. – Это шестнадцатые выборы, в которых я принимаю участие как член комиссии. Я считаю, что председателем комиссии должен быть человек, далёкий от политики и не заинтересованный в исходе голосования.

Что касается итогов голосования, они не сильно отличаются от результатов по стране. Явка на избирательный участок составила 47%, а «Единая Россия» стала несомненным лидером – она обошла своего ближайшего конкурента в три с лишним раза («ЕР» – 346 голосов, КПРФ – 101). Как, впрочем, и одномандатник от «ЕР» Юрий Кобзев – коммуниста Николая Коломейцева (334 против 97). 

Ирина БАБИЧЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин