За руль садятся настоящие мужчины
Впервые за 14 лет финал гонок на тракторах проходил под дождём
Который год подряд «Бизон-Трек-Шоу» парализует движение на трассе Ростов – Таганрог. Жители Дона, захватив зонтики и пледы, целыми семьями съезжаются посмотреть самое невероятное состязание, аналогов которому нет в мире, – гонки на тракторах.
В этом году за два МТЗ, плуг и культиватор – подарок от правительства Ростовской области – боролись 29 спортсменов. География участников существенно не изменилась: как прежде, основную массу «пилотов» составляли работники донских хозяйств; из Краснодарского края и Ставрополья приехали двое спортсменов, по одному – из Московской области и Крыма. Впервые на трассу вышли одновременно отец и сын: для главы КФХ «Макена» Николая Санькова это состязание было уже седьмым, а для 23-летнего Коли – только первым.
Новичкам сражаться с опытными гонщиками было, конечно, тяжело. Поэтому компания «Бизон», организатор единоборства, смягчила правила: если раньше участники выбывали уже после второго заезда, теперь им дали возможность почувствовать трассу. До четвёртого этапа доходили все, а дальше борьбу продолжали только 20 лучших спортсменов. И тут уже начиналась гонка на вылет.
Самым сложным раундом – если не считать финал – был заезд «Делим на два», в котором отсеялась сразу половина участников. Им предстояло пройти небольшую дистанцию – всего 770 метров, но заканчивалась она импровизированным болотом. Пройти лужу на полной скорости удавалось не всем: тракторы то и дело увязали в грязи, беспомощно тарахтя двигателем. Некоторым, правда, после передышки удавалось выбраться самостоятельно.
В перерывах между заездами, пока пилоты отдыхали, народ развлекали хлебом и зрелищами. Компания «Тавр» решила угостить собравшихся гигантской колбасой. Мясное изделие составляло 15 метров в длину и весило 30 килограммов. По подсчётам организаторов, колбасы хватило на полторы тысячи бутербродов.
Те, кому не хватило бутербродов, могли поесть настоящую военную кашу. Впрочем, это угощение уже не новинка для ростовчан: полевую кухню, выставку техники и палатки, агитирующие поступать на контрактную службу, Минобороны разворачивает на каждом областном празднике.
Ответственной за зрелища «Бизон» назначил команду «выживальщиков». Таким необычным, но точным словом называли водителей побитых легковушек, которые ради забавы в перерывах выходили на гоночную трассу. Разъярённые тракторы пытались вытолкать их с манежа, причём делали это с таким азартом, что две легковушки оказались под передними колёсами сельхозмашин.
К счастью, никто из водителей не пострадал, но начальник службы безопасности был в бешенстве и даже стукнул один заигравшийся трактор древком финишного флага по капоту.
К концу соревнований экстрима добавила погода. Перед восьмым заездом, где должны были определиться 3-4-е места, начал накрапывать дождь, который к суперфиналу превратился в откровенный ливень. На несколько минут гонки остановили. Зрители разбежались прятаться под деревья и рекламные растяжки. Когда небо прояснилось, стало понятно: никто бы не смог так усложнить трассу, как сама природа. Накатанный чернозём превратился в скользкий глянец.
В суперфинал «Бизон-Трек-Шоу» вышли фермер Александр Гречкин из Азовского района и тракторист Али Ахметов из ЗАО «Имени Ленина» Весёловского района. Борьба между ними шла нешуточная: как только один ошибался, второй вырывался вперёд. Интрига этого соперничества сохранялась до последних секунд, пока «Беларус» Гречкина не попрощался с победой, увязнув в последней на своём пути луже. Пофыркивающий трактор Али Ахметова финальную черту пересёк в одиночестве. Пилот стал победителем гонок второй год подряд.
За первое место Али Ахметова наградили «Беларусом-892». За второе место Александр Гречкин получил «Беларус-80». Третье место занял Николай Васкан из ООО «Колос» Милютинского района, который увёз домой культиватор, на четвёртом месте оказался фермер Сергей Гаргун из Морозовского района, награждённый плугом. Всем четверым участникам «Тавр» презентовал годовой запас мясной продукции.
Впрочем, памятные подарки – в том числе японские часы, стоимость которых ведущий «не стал называть из скромности», – получили все спортсмены. За лучший дизайн были отмечены пилоты Александр Гречкин (ИП, Азовский район), Евгений Семенча (СПК колхоз «50 лет Октября» из Неклиновского района), Виталий Алексеев (ООО «Алиса», Куйбышевский район), Вячеслав Миронов (ИП, Московская область, Шатурский район), Павел Романов (ООО «РЗК “Ресурс”», Тацинский район). А самым быстрым оказался Анатолий Бобровский из Егорлыкского района. Он показал скорость 75 километров в час. За волю к победе наградили Александра Подолина из ЗАО «Имени Ленина» в Весёловском районе, а за самый экстремальный заезд – завалившегося на бок Мелкона Хочкияна (колхоз имени Мясникяна, Мясниковский район).
– Вы подарили нам невероятное наслаждение от вида серьёзной бескомпромиссной борьбы, – сказал, награждая победителей, глава донского минсельхоза Константин Рачаловский. – И хочу заметить, что все участники помимо увлечения таким зрелищным видом спорта каждый день трудятся на полях Ростовской области, занимаются выращиванием сельхозкультур. Это трудная работа, настоящая мужская работа.
Александра КОРЕНЕВА
Фото автора